Найти в Дзене
Ефим Андурский

Почему я не доверяю Конституции

Ещё Томас Гоббс заметил, что общественный договор призван регламентировать права и свободы граждан, посчитав критерием интересы государства. А я думаю, что государство всё же не может быть превыше общества...

Жителю Казани Валентину Е. нотариус из Самарской области Станислав Сладков предложил получить около пяти тысяч рублей, которые частное ООО «Альянс Ростех Авто Б.В.» из Нидерландов внесло на депозит нотариуса. Для передачи Валентину. В счёт исполнения обязательств за выкупаемые у него акции ПАО «АВТОВАЗ».

Но для того, чтобы выкупить у Валентина что-то, например, эти акции или, скажем, квартиру, где он проживает со своей семьёй, нужно, чтобы Валентин, будучи собственником, пожелал продать то или иное своё имущество. Но, как оказалось, воля гражданина особого значения не имеет, потому что купить его имущество можно… принудительно! Не из-за этого ли более 80% экономики России принадлежит иностранцам?!

ПАО «АВТОВАЗ» поясняет, что Альянс Ростех Авто Б.В. приобрело более 95 процентов его акций и теперь у иностранного акционера якобы есть право принудительно выкупить у других акционеров принадлежащие им акций. Таким правом закон иностранных «партнёров» наделил вредительский закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ст. 84.8).

Вредительский, потому что Конституция РФ не разрешает изымать у кого-либо имущество иначе как по решению суда, а принудительное его отчуждение для государственных нужд допускает только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 3. ст. 35).

Но всё это теория. А на практике Конституционный Суд определением от 03.07.2007 №681-0-П установил, что ст. 84.8 закона «Об акционерных обществах» Конституции РФ… не противоречит и что лицо, указанное в п. 1 ст. 84.7, имеет-таки право принудительно выкупать акции.

Если же владелец акций не желает с ними расставаться, эти акции у него отберут по вредительскому закону, который, по мнению КС РФ Конституцию не нарушает.

Но ведь Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. А законы и иные правовые акты не должны ей противоречить (ст. 15). Противоречить Конституции не могут, в частности, и решения Конституционного Суда РФ.

О сложившейся негативной судебной практике я – председатель НКО, являющейся зарегистрированным субъектом общественного контроля, сообщил ФАС РФ. Ответ поступил от Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка России. Тогда как вопрос, на мой взгляд, относится к компетенции ФСБ…

Названная служба сообщила, что частное общество с ограниченной ответственностью «Альянс Ростех Авто Б.В. (Alliance Rostec Auto В.У».) стало владельцем более 95% голосующих акций ПАО «АВТОВАЗ» и по этой причине, основываясь на вредительской норме – ст. 84.8 закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в принудительном порядке, попирая п. 3 ст. 35 Конституции РФ, выкупило акции Общества у остальных его акционеров.

Служба разъясняет, что цена выкупаемых ценных бумаг могла быть обжалована в арбитражном суде в течение шести месяцев со дня, когда владелец этих ценных бумаг узнал об их списании.

Однако жаловаться имеет смысл лишь в том случае, если акционер, согласившись продать свои акции, не сошёлся с покупателем в цене. А Валентин свои акции продавать не собирался…

Эта Служба обращает внимание на то, что Конституционный Суд нормы ст. 84.8 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», на основании которой и были выкуплены акции Общества, признал непротиворечащими Конституции РФ. И выразила надежду в том, что её разъяснения будут полезны для урегулирования возникшей и, на мой взгляд преступной, ситуации.

Законодатель наделил Конституционный суд исключительным правом толковать конституционные нормы. Если в этом есть необходимость. Однако п. 3 ст. 35 ни в каком толковании не нуждается, а ст. 84.8 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» этой норме противоречит…

Жена Цезаря, конечно же, вне подозрений, но я всё-таки считаю, что действия государственного Конституционного Суда идут вразрез интересам России.

На это я и хотел бы обратить внимание главы российского государства, который, если доверять Конституции, является гарантом её соблюдения. Однако я ей не доверяю…