Отношение к личности Сталина практически с самого момента его смерти весьма неоднозначное. Трудно спорить с тем, что во многом именно благодаря усилиям этого человека, Советский Союз превратился в одну из сильнейших мировых держав. Но какой ценой… Одним из ярких примеров торжества Сталинской справедливости (или популизма – кому как) стало строительство Глубокой выемки – участка современного канала имени Москвы (КиМ) между Химками и Долгопрудным.
История проблемы
Идея соединить Москва-реку с Волгой возникла еще у Петра I. Но тогда столь масштабный проект реализовать было физически невозможно. За строительство канала взялись лишь при императоре Александре I, а достраивать объект пришлось его брату – Николаю. Искусственный водный путь был открыт в 1844 году, но функционировал лишь 16 лет: с открытием регулярного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой водный путь потерял актуальность. К идее возрождении некогда существовавшего канала – а по сути – строительства нового – вернулись в начале 30-х гг. прошлого века.
Москва-Волга и Глубокая выемка
Проект канала Москва-Волга, в последствие – в честь 850-летия столицы – получившего ее имя, был предложен в июне 1931 года на одном из пленумов ЦК ВКП(б) Лазарем Кагановичем. Тогдашний первый секретарь Московского горкома видел в строительстве канала решение задачи водоснабжения столицы. Ведь существующий Рублевский водопровод с задачей снабжения Москвы питьевой и технической водой явно не справлялся. Также планировалось, что канал станет судоходным, а значит на него будут возложены и транспортные функции.
Одним из самых сложных участков будущего канала стала пресловутая Глубокая выемка. Таково было официальное название 6-километрового отрезка между деревнями Трахонеево и Гнилуши. Здесь только на подготовительном этапе работ необходимо было выкопать и переместить более 4 миллионов тонн грунта, сформировав отвалы. И все вручную. Работы велись круглосуточно – зимой и летом – по колено в воде, грязи, снегу. Зимой мерзлый грунт взрывали, но вытаскивать из будущего русла канала глыбы приходилось все также – вручную.
Да здравствуют экскаваторы!
За год работ (к лету 1933 года) на Глубокой выемке было снято лишь 2-4 метра грунта. Сроки строительства нещадно «горели». не помогли даже спешно собранные со всех концов страны экскаваторы – мало что из разношерстных «старичков» подходило для работы на Глубокой выемке. А с задачей создания собственных специализированных землеройных машин не справлялся Ковровский экскаваторный завод. Пока его не передали под управление НКВД. Тамошние «молодчики» быстро навели порядок. О методах его установления догадаться не сложно. Тем не менее осенью 1934 года первые советские экскаваторы ППГ-1,5 поступили на Глубокую выемку.
Визит Сталина
Но еще до этого – летом 1934 года – участок строительства посетила высокопоставленная делегация во главе со И. В. Сталиным. Специально для вождя и его сопровождения была вытроена деревянная лестница, по которой можно было безопасно спуститься на дно будущего канала. Осмотрев строительство и побеседовав с руководством, Сталин обратил внимание на то, что подавляющее большинство каналоармейцев работает босиком. Вердикт вождя был прост: заключенных он велел немедленно обуть, а тех, кто занимался снабжением на строительстве – расстрелять. Говорят, приказ был исполнен в течение всего двух часов.
Трагедия Глубокой выемки
Большую угрозу на Глубокой выемке представляли оползни. Один из них в 1935 году на восточном берегу вопреки планам изменил рельеф местности. Ликвидировать образовавшийся плывун направили заключенных, сотни (а то и тысячи) которых там и погибли. Каналоармейцев тогда никто не считал и не жалел – случай с сапогами, скорее, исключение – а потому даже сейчас не совсем понятно, сколько людей участвовали в строительстве и сколько было погибших. По разным источникам общее количество участников строительства канала оценивается от 700 000 до 1 500 000 человек, а погибших – не меньше 22 000 человек. Точное количество определить сегодня не представляется возможным, ведь по свидетельству очевидцев в первые годы строительства умерших хоронили там же – в отвалах стройки – без нормальных могил и опознавательных знаков. Архивы же самого Дмитровлага были уничтожены в 1941 году – при приближении немцев к столице.
Что почитать по теме:
«Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930—1953» Под общ. ред. акад. А. Н. Яковлева;
Медведев А. М., Шабуров Ю. Н., «Москва — порт пяти морей»;
Фёдоров Н. А., «Была ли тачка у министра?.. Очерки о строителях канала Москва-Волга».
Я вернулся и планирую что-то писать и выкладывать ежедневно. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!