Найти в Дзене
Пацифизм

Как думает пацифист? Часть 1.

Оглавление
Начинаем размышлять на тему пацифизма. Интересно, насколько далеко удастся зайти?

Пацифизма никогда не было?

Это ложь, первые пацифисты появлялись ещё в Древнем Риме. Ещё до появления христианства как такового. Конечно, в те времена ни о каких правах человека речи быть и не могло, и если легионер отказывался идти в бой или брать оружие, то такого "вольнодумца" казнили. Особенно сильно пацифизм начал распространяться уже в нашу эру, и религии, поддерживали его развитие. Про религиозную причастность немного позже. И всё же пацифистическое движение становилось всё популярнее и популярнее к XX веку. Люди осознавали бессмысленность войны. Но самое интересное в том, что двух мировых войн так и не удалось избежать. Вот только после 40-х годов прошлого столетия пацифисты дали о себе знать. Отсюда и заблуждение.

Роберто Бомпиани. Римский пир, 1875 год. Лучше уж пировать, чем воевать.
Роберто Бомпиани. Римский пир, 1875 год. Лучше уж пировать, чем воевать.

Война - двигатель прогресса.

Забавно. Хотя... Нет. Это, скорее, не заблуждение, а в некотором смысле, неоспоримый факт. Войны и вправду принесли множество полезного в наш мир: консервы, чайные пакетики, канистры и даже Интернет. Проблема данного утверждения в том, что все эти блага изобретались не во время боевых действий прямо на поле боя, когда вокруг гибнут люди, а в тылу, где учёные и работали на благо своей страны. Это значит лишь одно - они спокойно могли бы изобрести их и в мирное время, нужно было только найти необходимость. В данном случае необходимость - это война, но никак не двигатель прогресса. К тому же, в мирное время можно направить больше средств на исследования, нежели тратить их на боевые действия.

Не забывайте и про тружеников тыла, которые также воевали. Но не на поле брани, а за станками.
Не забывайте и про тружеников тыла, которые также воевали. Но не на поле брани, а за станками.

Религиозный аспект

Следует также понимать, что на развитие самой мирной идеологии также повлияли и многие религиозные течения. Но там больше прослеживается ненасилие, а не пацифизм. Про разницу в этих двух понятиях мы уже говорили.

Стоит вспомнить шестую заповедь в христианстве и иудаизме или, например, дхармы в индуизме. Всё против насилия - иначе - ад или сансара. В общем, религии стремились показать, что убийства ужасны и запугивали верующих. Почему-то вместе с этими правилами соседствует понятие "священная война", которая не может считаться грехом, а наоборот будет очень полезна и уместна. Одни крестовые походы чего стоят: бессмысленные и беспощадные. Двойные стандартны в этом случае становятся совершенно непонятны. Однако глупо отрицать причастность религиозных течений на развитие мирных взглядов у людей.

Статуя Шивы в Мурудешваре.
Статуя Шивы в Мурудешваре.

На сегодня достаточно. Думайте о мире. Если вы разделяете мои взгляды, подпишитесь, оцените и прокомментируйте эту публикацию.