Найти тему
Rock'n'Travel

По Балканам на авто - 2019, часть третья: от Мостара до Белграда.

Болгария (София) - Сербия (Ниш, Нови-пазар) - Черногория (Подгорица, Будва, Котор, Херцег-Нови) - Хорватия (Дубровник) - Босния и Герцеговина (Мостар) - Черногория (Жабляк) - Сербия (Мокра Гора, Белград) - Румыния (Тимишоара, Хунедоара , Крайова) - Болгария (София)

Карта путешествия, пунктиром отмечен путь на междугороднем автобусе
Карта путешествия, пунктиром отмечен путь на междугороднем автобусе

Даты : 27/04/2019-12/05/2019

Часть третья: от Мостара до Белграда.

Утром 4 мая мы покинули Мостар и междугородним автобусом двинулись в обратный путь, в Дубровник, где у нас был оставлен наш автомобиль. Удивительно, насколько быстро меняется погода на Балканах. Мы покидали жаркий и солнечный город, минули сутки и вот уже средневековую твердыню на берегу Адриатики накрыло стеной осадков.

Этот снимок мы сделали с трассы, покидая Хорватию. Канонический вид на Королевскую Гавань из "Игры престолов". Здесь разыгралась монументальная Битва на Черноводной. Пришлось хорошо покрутить насыщенность и контраст, чтобы из бесконечной водяной взвеси появились очертания ярких городских крыш.

-2

Всю следующую часть дня мы провели в дороге. Вьехав в Черногорию резко отвернули от побережья на север. Малопопулярными дорогами покорили взгорье. Кое где асфальт сменялся грунтовкой, по обочинам стояла тяжелая техника, которой здесь явно дробят скальные породы видимо в надежде в будущем расширить шоссе. И все это в дожде и дымке. Стало темнеть и вот уже 180 градусные серпантины берутся практически на ощупь и я тащу за собой вереницу машин, но обгонять никто не берётся, ведь в этой сырой тьме проще ехать по габаритным огням впереди-идущего, чем разглядывать разметку самому.

Уже совсем поздно вечером мы достигли городка Жабляк. Остановились закупиться в супермаркете.

-3

Недалеко от Жабляка мы забронировали жилье. Пожилой черногорец, отец владельца апартаментов, под ливнем с фонариком нашёл нас, блуждающих по узким деревенским улочкам, и проводил в дом. Пока мы располагались, он принёс нам блинчиков. Вот такой приятный сервис. Само жилье было очень оригинальным. Трехэтажный туристический дом рядом с национальным парком Дурмитор. Мы жили на последнем этаже и чтобы попасть в спальню нужно было карабкаться в мансарду по стремянке достаточно хилого вида. Ниже снимок нашей уютной спальни.

-4

Дурмитор — горный массив и названный по ней национальный парк в Черногории. Высшая точка — гора Боботов-Кук высотой 2522 м. Утром, когда рассвело, нам удалось полюбоваться этой местностью.

-5
-6

Наверное хорошо было бы отдохнуть в этих красивых местах пару деньков, но мы не можем так сильно отклоняться от программы путешествия...

-7

Позавтракав, мы выдвинулись в сторону сербской границы. По пути проехали по мосту Джурджевича, а потом остановились полюбоваться его органичностью и пейзажами.

-8

Мост Джурджевича — бетонный арочный мост через реку Тара в северной части Черногории, своё название он получил от имени владельца фермы, которая расположена рядом.

Ещё красивые местные пейзажи и немного промышленности.

-9

Миновав границу мы помчались в сторону сербского посёлка Мокра Гора. Он знаменит тем, что здесь берёт своё начало так называемая "Шарганская восьмерка" - популярная туристическая железная дорога.

Шарганская восьмёрка ( Šarganska osmica) — уникальная историческая узкоколейная железная дорога в Сербии, проходящая между населёнными пунктами Мокра-Гора и Шарган-Витаси. Популярная туристическая достопримечательность, входит в число так называемых «Семи сербских чудес».

Сначала заехали в Шарган-Витаси и немножко поснимали станцию и паровозы в депо. Сейчас регулярное движение обслуживается тепловозами, а паровозы используется в специальных ездках по праздничным дням или заказным мероприятиям.

-10
-11
-12

Потом припарковались у станции Мокра Гора и приобретя билет на поезд и перекусив стали ожидать рейса.

Пока ожидали, сфотографировал запасной локомотив в ангаре.

-13

Вскоре показался состав. Выгрузив предыдущую партию туристов (в это время года совершается два рейса в день, утренний и дневной), тепловоз отцепился и обогнав состав присоединился с другой стороны, готовый к новому рейсу.

-14

Загружаемся в вагоны. Все вагоны в составе разных моделей, выпущены в основном в 20х-30х годах XX века.

-15

В путь. В хвостом вагоне с нами едет большая группа школьников, само собой они всячески развлекаются и требуют присмотра. Обычный пассажир в процессе поездки может свободно гулять по вагонам. Школьников не пускают :)

-16

А сейчас я немного познакомлю вас с историей строительства и фактами о этой железной дороге, перемежая это фотоснимками.

-17

Прокладка железной дороги между деревней Мокра-Гора и Шарганским перевалом началась в ещё 1916 году как часть большого проекта по железнодорожному соединению Боснии с Сербией, единого сообщения, связывающего такие города как Белград, Ужице, Вишеград и Сараево. Строительству препятствовал сложный рельеф, путь пролегал через высокие ущелья и резкие обрывы — к разработке проекта были привлечены первоклассные специалисты, которым пришлось найти соответствующие рельефу технические решения. Шириной колеи приняли 760 мм, поскольку узкоколейные железные дороги оказывались в данной ситуации значительно дешевле и лучше отвечали предъявляемым требованиям. В ходе строительства были устроены 5 мостов и 22 туннеля, а общая протяжённость маршрута составила 58 км.

-18

Дорога получила название «Восьмёрка», так как при виде сверху на одном из отрезков она образовывала фигуру, похожую на цифру 8 — такая необычная форма продиктована значительным перепадом высот (около 300 м) с частыми изгибами путей. Первый поезд прошёл по ней в 1925 году .

-19

В 1974 году дорогу пришлось закрыть из-за низкой рентабельности, однако в 1998 году власти решили восстановить её, сделав туристической достопримечательностью. Первое время реставрационные работы осуществлялись исключительно группой энтузиастов, они привлекли к себе внимание общественности и смогли наладить финансирование из различных источников, в том числе проект взяли под свой контроль Министерство туризма Сербии и главная железнодорожная компания страны «Железнице Србије». В результате в 2003 году открылся туристический маршрут «Шарганская восьмёрка» протяжённостью 15,5 км.

-20

Памятник узкоколейному паровозу на одной из станций. По пути от Мокры Горы до Шарган-Витаси поезд следует без остановок, а на обратном пути с остановками на попутных станциях.

-21

Прибыв на Шарган-Витаси, пока перецепляют тепловоз, у нас есть время сходить за мороженным и прогуляться.

-22
-23

Остановка в центре "восьмерки". Отсюда открывается вид на всю сущность этой чудо-дороги, которая пронзает гору десятками туннелей и пересекает саму себя.

-24
-25

Остановка на станции Jatape. Тут есть ресторанчик и поезд стоит дольше обычного, чтобы турист мог перекусить или сбегать в горы за удачным ракурсом :)

-26
-27

«Шарганская восьмёрка» часто находит отражение в массовой культуре. Так, в 2004 году здесь снимался знаменитый фильм Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо» — по сюжету кинокартины главный герой одержим мыслю о создании собственной железной дороги. Для съёмок были построены декорации, которые впоследствии стали частью этого туристического комплекса. Следующая остановка как раз в декорациях этого легендарного фильма, на бутафорской станции "Голубичи"

-28

От станции открывается чудный вид на долину, а под навесом мы видим транспортное средство главного героя.

-29

Тем временем наше двухчасовое путешествие подходит к концу. Ещё один фотостоп у какого-то монастыря внизу и мы покидаем поезд и мчимся в сторону сербской столицы.

-30

По традиции, когда становится окончательно темно, мы заселяемся в центре Белграда. На следующее утро я делаю этот кадр из наших окон. Вот такой он, район "Лондон" в сердце многострадальной югославской столицы.

-31

Первой нашей целью в Белграде стал Храм Святого Саввы.

-32

Строительство храма началось в 1894 году на площади, где османский сардар Синан-паша приказал сжечь мощи святого Саввы.

После нескольких десятилетий планирования и многочисленных конкурсов фактическое возведение здания началось в 1935 году; в период до 1939 года были возведены стены высотой 12 м.

Вторая мировая война прервала строительные работы, которые были возобновлены лишь в мае 1986 года, когда власти дали разрешение продолжать строительство храма. Купол был завершён в 1989 году.

-33

В 2004 году состоялось официальное открытие всё ещё не полностью законченного храма.

-34

По поручению президента Российской федерации генеральным координатором работ по оформлению внутреннего убранства собора с 2015 года является Россотрудничество. Финансирование осуществляется за счёт внебюджетных средств, предоставляемых российскими компаниями, ведущими бизнес в Сербии. В частности, на средства, выделенные «Газпром нефтью», российские мастера совместно с сербскими сложили мозаику главного купола (общей площадью 1230 м²), которая была изготовлена семьюдесятью художниками из России и Сербии под руководством народного художника России Николая Мухина.

Так что этот храм служит одним из современных символов "братства" русских и сербов.

-35

Скажу сразу, что убранство храма производит очень сильное впечатление даже несмотря на то, что строительство ещё не завершено. Внутри полно туристов всех национальностей и вероисповеданий, все фотографируют и фотографируются на фоне золоченных расписных стен и ликов святых. Вот такая религиозно-туристическая идиллия на вспаханной НАТОвскими бомбами земле.

Далее движемся осматривать сердце столицы, по пути любуясь сербскими трамваями. Так как это не транспортный блог, сильно загружать читателя работой общественного транспорта в столице не буду, но все основные модели трамваев постараюсь представить.

На фото Tatra KT4YU, такие вагоны Белград получал новыми с завода в Чехословакии и они до сих пор составляют максимальный процент подвижного состава в городе.

-36

Почта, телеграф. Громоздкое здание в самом центре.

-37

Какая то фигура церковного старца на конечной станции трамвая "Ташмаjдан "

-38

Церковь Святого Марка 1931-1940 годов постройки

-39

Национальное собрание Сербии окружено баннерами с требованием призвать в ответу НАТОвских убийц и албанских террористов. События 1998-1999 годов никогда не будут забыты на этой земле.

-40

Какое-то колоритное захолустье у центрального рынка. Беград он такой, потёртый и разнообразный. Это тоже центр.

-41

Конный памятник сербскому князю Михайлу Обреновичу.

-42

Какая-то инсталляция около Белградского университета

-43

Далее посещаем Белградскую крепость. Она находится в месте слияния рек Савы и Дуная.

-44

Сразу отмечу, крепость не огонь, достаточно однообразна. А ещё нам не повезло с погодой и именно тут ледяной ветер особо рьяно взялся за наши уши :)

-45
-46
-47

Снова идём в центр, покупаем билет "Бус плус" - дневной безлимитиный проездной.

-48

Далее посещаем Собор Святого Михаила. Снимка снаружи не будет, он стоит тесно окруженный другими постройками. А внутри вот так, весьма приятно:

-49

После собора небольшая прогулка, вызванная закрытой на ремонт трамвайной линией и наконец применяем трамвай в деле. Да какой! Экс-швейцарский прицепной B4 FFA/SWP 1961 года постройки.

-50
-51

Обратите внимание на снимок салона, сделанный на мосту. Мы пересекаем реку Сава, чтобы посмотреть то, что осталось от концлагеря времен 2 Мировой войны.

-52

Обойдём и приглядимся. Выглядит заброшенным, но нет! Тут живут и кутят цыгане. Пьют пивас, что-то жарят на костре и слушают музыку. Вообщем, не тужат!

-53

А вот это для тех, кто любит говорить как в "рашке" погано и как везде хорошо. Жилой барак на месте бывшего концлагеря. Машины рядом припаркованы. Хотели бы так жить? ;)

-54

Далее мы решили посетить вокзал, чтобы купить билет на поезд в Нови-Сад. Первое потрясение - центральный вокзал разрушен, работают только кассы. Поезда теперь отправляют откуда-то с окраины, а тут реновация, будет новый то ли жилой, то ли деловой квартал.

-55

Второе потрясение - именно на Нови Сад все поезда полностью отменены.

-56

Так что мы загнали ржавый паровоз своих планов в депо и решили не ехать в Нови Сад :)

-57

Гостиница рядом с центральным вокзалом тоже знала лучшие времена.

-58

Улица Немањина, спускающаяся в вокзалу.

-59

Слева и справа - корпуса министерства обороны Республики Югославия, разрушенные бомбовыми налётами НАТО в 1999 году.

-60

Оставлены в назидание потомкам, чтобы не забывали как выглядит демократия по-американски.

-61

Запрыгнули в страшненький автобус Икарбус и поехали к площади Республики.

-62

Икарбус внутри как Икарус и даже воняет также :)

На площади Республики ведётся масштабная реконструкция. Вид на здание национального музея.

-63

Отель "Москва"

-64

С закрытием бара пивоварни "Кабинет" ниже представленное заведение стало главным крафтовым баром Белграда. Называется "Само пиво". Находится в очень загаженном подземном переходе недалеко от площади Республики.

-65
-66
-67

Потом Мария отправилась домой отдыхать, а мы с Костей пустились по трешу - пьянствовали и катались на трамваях. Искали кутежа, но в такой холод кутежа в Белграде не оказалось.

-68
-69
-70

На следующий день, так как Нови Сад оказался нам недоступен по причине отсутствия поездов и желания водителя предаваться пьянству, провели праздный день в уютных барчиках и ресторациях.

Две Татры КТ4 разьезжаются напротив ЖД-вокзала

-71

Первая точка - Pivski zabavnic. Уютно, накурено, малолюдно, средний выбор крафтового пива (по российским меркам, конечно, выбор слабоват, но для этого региона норм)

-72
-73

Вторая точка - Пиводром. Тут прикольно сидеть на втором этаже в lazy bags. Выбор тоже так себе, очень доброжелательный персонал, все советуют и рекомендуют :)

-74
-75

Хорошо прогуляться по сербской столице, глотнув тройку ипок и апок, уютно разместив их в животе на вчерашней сливовице. Поезда из вагонов Tatra KT4YU-M радуют глаз.

-76

За ними поспевают CAF Urbos 3. Кстати, это самые свежие трамваи в Белграде.

-77

Самое время отведать аутентичной кухни в национальном сербском ресторанчике "Мала Колумбара"

-78
-79

Отличные интерьеры, ну а плескавица выше всех похвал!

-80

Вечереет и мы движемся к дому.

-81

Экс-Базельский Duewag GT6 на улицах вечернего Белграда.

-82

На следующее утром мы снова запрягаем нашего железного французского коня и покидаем Сербию. Впереди - Румыния!

-83

Продолжение следует....