1 подписчик

Куб личности

Как бы не хотелось каждому человеку, родившись и вырастая в обществе он зависим от него настолько, насколько вначале позволяют родители, а затем - его собственная личность, взрослая и сформировавшаяся.
О последней, и связанных с ней факторах пойдет речь далее.

В центре рассуждения я поставлю недавние размышления о силе общественного влияния, и его истинной ценности для каждого разумного человека. Многим знаком принцип принятия решений, известный как "Квадрат Декарта", названный по имени знаменитого французского математика XVII века. Воспользовавшись опытом данной схемы, я представил некий куб, в котором условно находится личность каждого члена нашего общества.

Как он формируется?

Представим, что процесс воспитания ребенка идет полным ходом. Он миновал первые стадии, и уже находится в школе. Родители перестают для него быть центром общества, он видит, что есть много других взрослых, которых согласно правилам он должен слушать, и учится у них различным действиям. Математика, письмо, иностранные языки, что угодно.
Условно этот поток информации можно обозначить как ребро вышеозначенного "куба", назвав его, допустим, "ребро внешней информации".
Что еще, кроме него, воспринимает ребенок?
Безусловно, свою собственную личность (если мы не имеем дела с различными врожденными или приобретенными расстройствами), свои переживания, эмоции, желания, и первые разумные выводы. Назовем это ребро "Я".
И, наконец, третьим ребром может являться, и как правило является (если речь не идет о детях, оставленных на попечении государства) мнение родителей, влияние их воспитания, как различных поведенческих установок, на ребенка и его дальнейшую жизнь, как призма для принятия решений.
Почему ребра всего три, если у куба их 12? Чтобы объяснить, почему в качестве примера был выбран куб, и почему я не стал выделять различные принципы в разные "ребра", ограничившись тремя, ненадолго обратимся к геометрии.
Всем известно, что куб имеет 12 ребер и 6 граней. Если вспомнить любые его изображения, три ребра, которые также используются как три оси в трехмерной координатной системе, выходят из одной точки. Каждую из "тройки ребер" так же можно вывести из одной точки, и соединив их все, мы получим куб. И вот здесь мы приближаемся к ответу на вопрос, почему именно куб становится символом человеческого существования в рамках общества.
Думаю, практически все согласятся, что в разных общественных условиях, слоях, в семье или на улице, в школе и на работе, человек может вести себя по-разному. Но внешне разные психологические и даже физические реакции, так или иначе будут основываться на тех трех гранях, что были обозначены выше, просто будут "направляться" с разных сторон. Таким образом, любого человека можно "вписать" в куб, отношений с другими людьми, занятиями, работой, и даже мирозданием в целом.

Очевидно, что каждая из обозначенных сфер жизни оказывает влияние на свое ребро, но стоит добавить, что жесткого деления между ними нет. Каждая из них оказывает влияние на другие две, и именно в этом единстве проявляется механизм социализации, и тому подобные явления. Например, человек считается воспитанным, когда верно и четко соблюдает принципы культуры, в которой живет. Что кажется воспитанным нам, может казаться верхом неприличия в Японии, и так далее.
В таком случае возникает закономерный вопрос - не являются ли стереотипы, выдаваемые зачастую как паттерны поведения, показанные к беспрекословному выполнению, всего лишь явлением конкретной культуры?
Да, являются. Какие-то более универсальны, какие-то менее, но в общем и целом - стереотипы и другие принятые большинством формы поведения являются навязанными внутри каждой конкретной культуры, при чем в силу специфики процесса воспитания и взросления, необязательно насильно "пихать" в детей весь этот "кладезь знаний". "Кладезь" сам их находит, и благополучно запихивается.
Примеры? Сколько угодно.
Это касается не только стереотипов. Нормы и правила, в цивилизованных и правовых странах оформленные в виде закона, имеют свои корни все там же. И все там же находится "троица" ребер социального куба, в который мы загоняем себя всю жизнь, и загоняем туда же своих же детей. Планомерно, жестко, и без компромиссов.
Признаться, системе присуща некая "гибкость". Какие-то нормы и правила, стереотипы и модели поведения живут дольше, какие-то отмирают и трансформируются, либо просто заменяются более современными для мира, но суть остается - заточи свободную личность в куб, и ее развитие пойдет по тому пути, который останется выбирать. Энергия развития в людях не может оставаться статичной.
И что же происходит, звучит вопрос, если заставить ее стать такой?

Ответ страшен в своей правоте.

Духовная смерть.

Вот что происходит. Это выражение стало практически крылатым, но не стоит воспринимать его только как церковный "слэнг". Это не всегда имеет отношение к вопросам души и ее совершенствования, с точки зрения конкретной религиозной системы. Их много, а как мы помним, каждая система имеет свой куб для "адептов". По той же логике, атеизм - точно такая же система, как бы он не старался позиционировать себя иначе. Поклонение человеку, его потребностям, логике и "разуму" - чем не религия и не система кубов, из которой ты тут же будешь выпнут, заявив, что посещаешь собрание кришнаитов, после лекции в Сорбонне.

Я уже писал ранее здесь же, что разделение - корень не только войн, бед, и нетерпимости. Это еще и корень управления людьми. Еще римляне говорили - "разделяй и властвуй". В рамках "кубической" теории, эта фраза выглядит еще более логичной и зловещей.

Каждый занимается чем хочет, не пытаясь угодить стереотипам и кубику вокруг себя. Вот только - не очередной ли это куб?