"Даже совсем маленький автомобиль всегда будет более комфортабельным, чем скутер". Принадлежат эти слова великому дизайнеру Данте Джакозе. Об одной из его разработок - Fiat 500 Nuova (приставка в индексе означает "новая", чтобы не путали с довоенным Fiat 500 Topolino) - пойдет сегодня речь.
Появился Fiat 500 Nuova в 1957 году, на два года раньше легендарного английского Mini. И хоть был он чуть короче (а чем меньше машина, тем трудней ее компоновать) переднеприводного автомобиля с поперечным расположением силового агрегата, давшего название коротким юбкам, и формально был тоже четырехместным, но не удостоился таких лавров и мировой известности.
В отличие от детища Алека Иссигониса и своего предшественника Fiat 500 Topolino с классической компоновкой - Fiat 500 Nuova был заднемоторным автомобилем. Это максимально упрощало схему трансмиссии: не нужны были карданный вал (исчез заодно и напольный тоннель, мешавший ногам задних пассажиров) и дорогие капризные приводы с шарнирами равноугловых скоростей.
Интересно, что расположенный сзади мотор не помешал создать на базе Fiat 500 Nuova универсал, названный Giardiniera («Джардиньера»). На столь радикальный шаг конструкторов, скорее всего, вынудили нарекания по поводу вместимости расположенного спереди багажника, объем которого почти полностью съедала запаска.
Автомобиль, предназначенный для эксплуатации в такой теплой стране, как Италия, имел съемный тент во всю крышу, как у довоенных кабрио-седанов, а позднее люк.
Двери, шириной почти в треть машины, сначала открывались против хода движения, а с 1965 года уже в привычную нам сторону. Fiat 500 Nuova внешне от этого, несомненно, выиграл - исчезли уродливые накладные дверные петли.
Несмотря на почти одинаковые габариты с Mini (Fiat 500 Nuova в длину сначала был 2,97 м, затем 3,07 м, английский автомобиль - 3,05-метровым), салон итальянской машины был все же теснее.
Сзади на сплошном диванчике могли разместиться с комфортом только дети или один взрослый, но ему приходилось располагаться по диагонали. Это обстоятельство как бы сохраняло послевоенный статус-кво: итальянцы жили беднее, чем англичане.
Впрочем, популярность микроавтомобилей объясняется не только покупательной способностью населения: "пятисотый" итальянцы с удовольствием покупали не только в конце 1950-х, но в шестидесятые и семидесятые годы, а уровень их жизни тогда был уже другим.
Сыграла свою роль и дорожная специфика страны. Что это такое, я по-настоящему понял во время поездки по Италии на Fiat Punto. Припарковать автомобиль длиной всего лишь 3,8 метра на тесных улочках Рима было чудовищно трудным занятием, а езду по Пизе в час пик в начале уик-энда до сих пор вспоминаю как фильм ужасов.
Лишь въехав во Францию, почувствовал, что горизонт раздвинулся, в ее даже средневековых городах было больше автомобильного пространства. Неудивительно, что французский "народный" Citroёn 2CV, который проектировался в суровые годы войны и встал на конвейер через несколько лет после ее окончания, крупнее итальянской "блохи" (так называли Fiat 500 Nuova живущие в более "просторных" странах иностранцы).
У "нового пятисотого", в отличие от появившегося двумя годами ранее Fiat 600, было не жидкостное, а воздушное охлаждение двигателя. Таким образом удалось избавиться от радиатора и выиграть дополнительное пространство, которое при компоновке столь малой машины было на вес золота.
Двигатель оказался на редкость живучим, а главный недостаток заднемоторной компоновки - плохая курсовая устойчивость (из-за нее в 1965 году, после выхода книги Ральфа Надера "Небезопасен на любой скорости", был похоронен печально знаменитый Chevrolet Corvair) - у Fiat 500 Nuova не проявлялся в сильной степени.
Двухцилиндровый движок с воздушным охлаждением был легким, и автомобиль устойчиво вел себя в поворотах, не требуя от водителя сбрасывания газа. Правда, скоростной "потолок" у машинки был невелик: сначала всего 85 км/ч, а в конце выпуска - 107 км/ч.
Fiat 500 Nuova прожил долгую жизнь. Он продержался на конвейере с 1957 по 1975 год (по некоторым данным, универсал Giardiniera - аж до 1977-го), его тираж превысил отметку в 4 миллиона экземпляров.
Продолжателем дела фиатовских микроавтомобилей стал дебютировавший на Туринском автосалоне 1972 года заднемоторный Fiat 126.
Фото автора
Друзья! Поддержите канал лайками и подписками!
Возможно, вам будут интересны и другие статьи "Машины времени":
Все статьи канала
Opel Kapitan (1938-1940)
Opel Admiral (1937-1939)
Rinspeed Presto: Раскладушка на колесах
Наш дальнобойщик о безопасности на дорогах в США