Найти тему
Puerrtto

Старинные лифты и подьезды Еревана (Армения)

После недели в Санкт-Петербурге, где мы "облазили" все возможные и невозможные подъезды, скрипучие лифты и крыши Северной столицы, теперь мы продолжаем делать это в Ереване. Конечно же масштабы и величие огромного Питера и небольшого и скромного Еревана не сравнить. Зато в Ереване сохранилось больше старинных лифтов, а еще ереванцы настолько добродушные, что с радостью вам открывают двери и вам не надо как в Питере подолгу стоять на улице, пока кто-то войдет в подъезд с кодовым замком. В Армении вы звоните в любую квартиру и говорите "Мы туристы, хотим прокатиться на вашем историческом лифте!" и любой человек вам пойдет на встречу. Армянские бабушки не будут ворчать "Ходят тут всякие, а потом в подьезде мочой воняет", а дяденьки на лавочках во-первых не бухают на троих (в Питере они зовутся колдырями), а во-вторых не пристают к вопросами "Енто вы к кому идете? А ну проваливайте!". И с третьей стороны, в Ерване сохранилось достаточно много старых лифтов середины XX века, еще с теми деревянными дверцами и громадными круглыми кнопками. Безопасность катания на таких лифтах под вопросом, но ради экзотики лично мы рискнули. Пока живы!

Старые лифты в Ереване следует искать в домах сталинской эпохи, их в центре города достаточно много. Причем, пусть вас не смущает этажность зданий: порой, лифты встречаются даже в трехэтажках, но могут и не быть в семиэтажных домах. Подозреваю, что все зависело от контингента проживающих в домал людей. Интеллигенции и партийной номенклатуре полагался лифт при любом количетве этажей. Негоже, чтобы какой-то нибудь третий секретарь Райкома поднимался на второй этаж пешком. А вот рабочий завода - другое дело, эти пусть бегают на седьмой этаж пешочком. Справедливости ради, так было не только в Ереване, а по всем Союзу. Посему, логику не ищите и просто заходите в дом и смотрите. В одном подьезде может быть старый скрипучий лифт, а в соседнем - может не быть. Еще можно спрашивать у людей. В отличие от Москвы и Питера, здесь на вас смотрят с удивлением и уважением, но никак не со злостью "Ходють всякие, а потом пахнет...", а то и "Трутся всякие по подьездам, а потом младенцев подбрасывают под дверь" (шутка).


Итак, в путь?

-2

Такой дом словно намекал, что зайди в меня, во мне лифт! Но зайдя, мы обнаружили что лифт конкретно тут демонтировали. Но какой-то дядечка подсказал, что лифт сохранился в соседнем подьезде -

-3

Внутренний двор сталинской высотки на Каскаде -

-4

Прекрасные лифты сохранились на ул.Бабаяна 36, причем во всех четырех подьездах -

-5

Сетчатая лифтовая шахта соседствует с мусоропроводом странной конструкции -

-6

В моем советском детстве эти канаты не внушали доверия, мне казалось, что они "плохо привязаны" и порвутся -

-7

Внутри потрясающий колорит и те самые круглые черные кнопки из детства -

-8
-9

В других домах старые лифты уже заменили на относительно новые. Ну как новые? Годов семидесятых выпуска. А еще в некоторых подьездах можно встретить мини-базар. Такого я еще не видел -

-10

Улыбочку, сейчас вылетит птичка! Или из телефона птички не летают?

-11
-12

Это один из моих любимых лифтов Еревана. Уже очень напоминает туалет. По всем признакам там должен был стоять унитаз, вам не кажется?

-13

В Санкт-Петербурге таких "вынесенных" лифтов много, а в Ереване всего два. Эти лифты достраивали уже после того, как сам дом был построен и заселен. Принималось решение на уровне Исполкома, что в доме живут столь уважаемые люди, что без лифта никак. И цепляли целую шахту с кабинкой к стене здания -

-14

Ух ты, какой раритет! Ергорсовет, понимаешь ли -

-15

Старый лифт на ул.Киевян 14а -

-16
-17
-18
-19

А вот лифтовой механизм точно не внушает доверия -

-20

Просто дворик с кухней, достроенной на металлическом столбе -

-21

Второй из двух "достроенных" ереванских лифтов -

-22

В том же дворе еще один колоритный лифт. Бабушки в подъезде сказали, что лифт в таком виде не менялся с 1949 года и на нем страшно ездить. Но мы рискнем -

-23
-24
-25
-26


Внезапно лифт обнаружился по адресу Комитаса 6, тоже достаточно колоритый агрегат -

-27
-28

Вообще дом очень странной конструкции -

-29

А это комплекс зданий Академии Наук Армянской ССР -

-30

Здание сравнительно не старное, шестидесятых годов. Лифты тут с той же эпохи, но в целом все равно колоритно -

-31

Мне здесь понравилась кнопка "Стоп" c торчащим из нее шурупом. Наверное, чтобы сама кнопка не выпала?

-32
-33

Очень серьезные доктора и профессора ведут обсуждение насущных проблем в мировой политике и истории -

-34

Еще в Академии Наук обнаружилась столовая. Еда простая и очень дешевая. Надо будет как-нибудь пообедать -

-35
-36
-37

Идем дальше?

-38

Старые лифтовые кнопки в высотном здании на Киевян 10, там где расположена редакция телеканала "Шанд" -

-39
-40

А это уже улица Касьяна, такой вот колоритный подьезд -

-41
-42

Почтовые ящики явно эпохи постройки самого здания в 1950 году -

-43

Просто милый и тихий дворик с парком на улице Баграмяна -

-44

Кстати, впервые еду на ереванской маршрутке. Проезд стоит 100 драм -

-45

Удивительная по своей архитектуре станция ереванского метрополитена "Еритасардакан" в центре города -

-46

Эта же станция, но вид сзади -

-47

Здесь лифт построили конкретно для жителя верхнего этажа. Выходов на другие этажи нет. Причем, это вовсе не современный олигарх, а вполне себе номенклатура сталинской эпохи. Так и осталось -

-48

Грустное напоминание о середине девяностых: война, блокада, голод и холод -

-49

Это конечно не Санкт-Петербург, но "дворы-колодцы" тоже встречаются -

-50
-51

Поднялись на советскую 16-этажку, чтобы взглянуть как внутреннее устройство здания, так и панораму на центр Еревана -

-52
-53

Лифт так трясло и колбасило, что вспомнилось "Замуровали демоны!" -

-54

Вентиляционный тоннель из центра Еревана в направлении Разданского ущелья и детской железной дороги -

-55
-56

Бинго, сегодня ходит детский поезд. Проезд стоит 300 драм ($0,75) -

-57

Вот так выглядят билеты на поезд -

-58

Ереванская детская железная дорога - одна из старейших в бывшем СССР, построена в 1937 году и лишь немного уступает тбилисской, действующей с 1935 года. Здесь есть даже вполне натуральный бутафорский тоннель, построенный на пустом месте специально, чтобы максимально воссоздать настоящую железную дорогу. Железная дорога имеет протяженность около двух километров и петляет в ущелье речки Раздан в центре Еревана. Знаете, что грустно? Детская дорога пережила тяжелейшие для Армении конец восьмидесятых и начало девяностых: Карабахская война, землетрясение, развал Союза, разруха и отчаяние. И несмотря ни на что, детишки продолжали радоваться этому аттракциону. Но в конце девяностых, когда ситуация в республике более или менее выправилась, ереванская детская железная дорога окончательно закрылась. И много лет стояла заброшенной, пока, наконец, в 2015 году ее не начали ремонтировать и этим летом она заработала -

-59

Старые вагоны, еще из тех, с 1937 года. Сейчас они списаны в утиль -

-60
-61

Современных детишек катают в новых вагонах -

-62
-63

Мы попросились в кабину машиниста. Это очень круто!

-64
-65

Что еще добавить?

-Папааа, хочу в том доме на лифте прокатиться!
-Саша, мы уже в пяти домах прокатились на лифтах, может быть хватит?
(c) типичный разговор между пятилетним будущим блогером puerrtto и его папой.

Да, я обожал в детстве кататься на лифтах. Не могу внятно объяснить почему, но все мои родственники, помнящие меня мелким пацанёнком помнят, что не пропускал ни одного дома выше 6 этажей, поскольку знал, что там обязательно будет лифт. Больше всего балдел от старых лифтов, ну, вы помните, с деревянными дверцами и черными квадратными кнопками с номерами этажей. В наши дни подобных реликтов практически не сохранилось в мире; старые лифты были заменены новыми, подъезды перестроены и переделаны. Уж не говоря о Европе, где изящная многоэтажная городская застройка конца 19 и начала 20 века всегда включала в себя колоритные подъезды и лифты - теперь ничего подобного не сохранилось. Шик-модерн-глобализация. И только в бывших европейских колониях, где банально нет средств на реставрацию - только там вы можете шагнуть в обычный подъезд обычного жилого дома и перенестись лет на полвека и более в прошлое. Такие города, как Каир и Александрия - абсолютные мировые рекордсмены по сохранности в исконном виде зданий, двориков и подъездов. Но все ветшает и постепенно разваливается, еще лет десять и вы можете не поймать уходящую навсегда эпоху...