Вспомнил один случай из лихих 90-х. Нет, он не связан с бандитами, крышами, откатами, и разборками. Но интересен как эпизод моей жизни в те годы.
Я рассказывал, что занимался организацией поставок бытовой техники в небольшой фирме. Иногда возил деньги, покупал товар и сопровождал его в кабине камаза. Но с некоторыми заводами были заключены прямые договора, и холодильники сами шли вагонами к нам на склад.
Так мы работали с Минским заводом холодильников и с Липецким заводом "Стинол". Для контроля отгрузки, согласования цен, вручения подарков руководству приходилось посещать предприятия раз в неделю. В Липецк обычно добирался самолетом. Использовался на такие близкие расстояния маленький среднемагистральный лайнер ЯК-40. Последняя цифра это максимальное количество пассажиров, всего 40 человек.
Вот на таких букашках приходилось летать. Зато как он взлетал и садился- это цирк! Взмывал вертикально вверх и пикировал вниз как бомбардировщик, дух захватывало.
Каждый раз когда садился в кресло, закрывал глаза и прощался с жизнью. Реально ни один полет не обходился без небольшого ЧП. То шасси не уберутся и летаем час над Быково вырабатываем топливо. То пилоты в доску пьяные и особо впечатлительные пассажиры организуют скандал и отказываются лететь, то во время полета самолет начинает проваливаться в воздушные ямы.
Надо сказать, был у меня знакомый летчик и я решил узнать о надежности этого чудо самолета. Может лучше ездить на машине или поезде? Ответ Володьки я запомнил на всю жизнь. ЯК-40 самый надежный и безопасный лайнер. Даже если у него откажут все двигатели будет лететь и планировать, и приземлиться где угодно.
На следующей неделе ехал в аэропорт абсолютно спокойный и веселый, обнадеженный словами профессионала. В этот раз летели вдвоем, со мной ехал мастер по ремонту холодильников, на учебу.
Сели, взлетели и стали набирать высоту. Самолет хоть маленький, но высоту набирал приличную. Занимал эшелон выше облаков, так что земли не было видно, если не ошибаюсь 7-8 тысяч метров.
Сидим с ремонтником прямо у крыла, так что рев двигателя давит на уши. Я абсолютно спокоен. Андрюха вжался в кресло и трясется от страха. Ему простительно, первый раз в жизни совершает полет. Земля все дальше, прошли облака, пилот рассказывает о высоте полета, температуре за бортом и времени полета. Я достал пузырек коньяку и сделал несколько глотков на удачу.
И вдруг громкий хлопок ПУ-УХ и тишина.... Я не слышу двигателей, абсолютная тишина. Люди стали переглядываться, у стюардессы забегали глаза. Андрюха напрягся как тигр перед прыжком,
Тем временем самолет клюнул носом и стал пикировать вниз в абсолютной тишине. Только свист воздуха на крыльях и фюзеляже лайнера. Мы падали, но плавно, неспеша! Появилась перегрузка от быстрого изменения высоты. Пассажиры задергались, Андрюха побелел, стюардесса побежала к пилотам. Только я сидел, пил коньяк и улыбался. Я точно знал, что если откажет все на этом самолете он должен приземлиться- так сказал пилот.
В иллюминаторе показалась земля это радовало, огорчало что свист усилился это значит скорость падения возросла. У меня страха не было, я ждал когда, куда и как мы будем садиться без двигателей. Началась небольшая паника, но никто не кричал не бегал по салону, все замерли в ожидании чуда.
И чудо случилось. Взревели двигатели и самолет стал набирать высоту.
Что там было не знаю, нам не докладывали, но Андрюха немного отошел...
Поднимаемся за облака и опять ПУ-УХ и тишина... Второй раз падать было веселее и коньяк стал действовать. Дальше все повторилось, перед самой землей двигатели завелись и пилот с упорством дебила опять полез вверх. Как ожидалось на 8000 метрах самолет опять заглох.
Третий раз падали абсолютно спокойно. Люди разговаривали, предлагали свои версии, можно сказать привыкли.
До Липецка всего 400 километров. Лететь на рекомендуемой высоте чуть больше часа. Думаю пилот решил не рисковать и больше не лезть в облака. Когда двигатель завелся, мы так и продолжили полет по крышам домов. И ничего страшного, что вместо 1 час 20 минут летели 2,5 часа. Главное это наши жизни. А машина действительно хорошая, надежная.
Когда приземлились и спустились с трапа Андрюхе стало плохо. Может съел, что-то не то? А может впечатления не понравились. Больше самолетом он никогда не летал, даже назад возвращался на поезде.
Но я теперь точно знаю, что ЯК-40 самый надежный самолет в мире!
Интересно сейчас еще летают эти ласточки?