Месяц май традиционно плодовит на активность законодателей: инициация новых постановлений, рассмотрение поправок, проведение слушаний, составление дорожных карт. Пока население пребывает в череде праздников и позывов провести время вдалеке от города, происходит много всего неожиданного.
Законодательные инициативы
Мир маркировки не отстаёт от описанных процессов, едва отшумели салюты в честь дня Победы, как правительство и премьер-министр РФ Д. А. Медведев приняли решение расширить перечень товарных групп, подлежащих обязательной маркировке и прослеживаемости, добавив еще восемь групп товаров – готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею, бытовую технику, детское питание, растительные масла, бытовую химию, косметику, безалкогольные напитки. Такие предложения направлены в совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), говорится в распоряжении.
Кроме того, после года споров чиновники решили маркировать еще и готовую молочную продукцию. Поставка сырья будет контролироваться с помощью системы электронной ветсертификации «Меркурий», а от завода – с помощью маркировки, поясняет федеральный чиновник. Таким образом, всего чиновники намерены маркировать 21 группу товаров.
Как сообщили ТАСС в Центре развития перспективных технологий, с большей частью перечисленных товарных групп ЦРПТ уже ведет практическую работу, тестирует механизмы для того, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на участников рынка. "Бизнес активно вступает в рабочие группы по своим отраслям, в которых обсуждаются все детали адаптации проекта под специфику каждой из индустрий", - отметили в ЦРПТ.
Правительство утвердило оператора маркировки
Правительство РФ утвердило существенные условия соглашения о государственно-частном партнерстве в цифровой маркировке товаров. Соответствующее распоряжение от 8 мая опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
Частным партнером в проекте станет ООО "Оператор-ЦРПТ", Минпромторг, который выступает публичным партнером, должен будет заключить с ним соглашение в течение 30 календарных дней со дня принятия распоряжения правительства. Соглашение с ЦРПТ будет заключено на 15 лет. А с 14 мая вступили в силу порядок эксплуатации системы цифровой маркировки и прослеживания товаров "Честный знак", а также правила маркировки продукции.
На первом этапе в соглашение вошли 13 товарных групп (меховые изделия, молочная и табачная продукция, лекарственные препараты, духи и туалетная вода, шины и покрышки, пять категорий товаров легкой промышленности, обувь, фотокамеры и вспышки).
Затем планируется расширение списка, в частности, на готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею (крупы, рис, макароны, чай, кофе, консервированные фрукты и овощи), бытовую технику, детское питание, минеральную воду, безалкогольные напитки, бытовую химию и другие группы. К 2024 году должна быть создана сплошная система маркировки и прослеживания товаров.
50 копеек на брата
С 1 июля 2019 года оператор государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения начнет взимать плату с участников оборота соответствующих товаров за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки в размере 50 копеек за один код маркировки без учета налога на добавленную стоимость, следует из постановления правительства РФ от 08.05.2019 №577, опубликованного в понедельник на официальном портале правовой информации.
За предоставление кодов маркировки для лекарств дешевле 20 рублей, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов (ЖНВЛП) для медицинского применения взимать плату не будут.
Делим криптохвост на 2, еще 2 держим в уме
Минпромторг опубликовал проект поправок в Положение о системе мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП), утвержденное постановлением правительства № 1556 от 14 декабря 2018 года. Поправки касаются сокращения длины электронной подписи, которая является частью криптографической защиты, с 88 до 44 символов. «Это позволит производителям лекарственных препаратов внедрить систему мониторинга в установленные ФЗ №425 сроки», – говорится в пояснительной записке.
Директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Алексей Алёхин заявил, что эксперты, наконец, пришли к единому мнению по вопросу длины криптокода. «44 — оптимальная длина. И разделения между ВЗН и остальными лекарствами не будет», — заявил он.
В документе предлагается исключить из кода пятую и шестую группы данных: номер серии и дату истечения срока годности, которые изначально считались дополнительными. Текст проекта опубликован на портале проектов нормативных актов 17 мая 2019 г. До 23 мая продлится независимая антикоррупционная экспертиза, а до 31 мая – общественное обсуждение проекта.
Однако, фармпроизводители настаивают на необходимости большего сокращения длины криптокода. Об этом шла речь в Санкт-Петербурге на выездном расширенном заседании экспертной группы подкомитета по вопросам обращения ЛС, развития фирм и медпромышленности Госдумы на тему "Подготовка к реализации программы маркировки ЛП".
Исполнительный директор AIPM Владимир Шипков: "Срок запуска маркировки, обозначенный в законе, не надо менять, если длина крип токода будет 22 символа. Причем это решение надо принимать уже сейчас. При несоблюдении этого условия надо переносить сроки. Таковы результаты расчетов и технических тестов компаний-членов нашей ассоциации".
Улыбочку, сейчас вылетит код
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2019 №589 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек". Пилотный проект по маркировке фотокамер и ламп-вспышек пройдет с 15 мая по 30 ноября 2019 года.
Уполномоченными обеспечивать проведение эксперимента назначены Минпромторг, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Федеральная служба безопасности, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и Роспотребнадзор.
В рабочую группу для обсуждения состава кода маркировки, плана-графика экспе-римента и методических рекомендаций приглашены компании Canon, Nikon, Sony, Яндекс.Маркет, УК «Ситилинк», Fujifilm, а также ассоциации РАТЭК, АКОРТ и Союз участников потребительского рынка.
Своя отмаркированная Галактика
Группа "Галактика", крупный российский производитель молочной продукции, начала в тестовом режиме продавать продукцию с цифровыми кодами, с помощью которых покупатель может проверить подлинность товара, сообщил журналистам председатель правления группы Игорь Дю.
"Мы сейчас уже начали продавать, но это тестовые продажи. Официальные начнутся со второй половины мая", - сказал он, уточнив, что проект начался в Санкт-Петербурге, после чего его планируется распространить на Москву.
Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Минсельхоза, в настоящее время вместе с Минпромторгом ведомство разрабатывает проект постановления правительства о проведении эксперимента по маркировке отдельных видов готовой и упакованной молочной продукции, документ должен быть подготовлен к декабрю этого года. В рамках эксперимента планируется отработать технологию "чипирования" некоторой готовой продукции. В частности, сливок, сухого молока, сливочного масла, сыра и творога, уточнили в министерстве.
На этом пока все, ваша /Маркировка Daily