Мир лишился бы возможности смеяться над владельцами Nissan Qashqai, думающих, что ездят на внедорожнике, если бы не Карлос Гон

1999 год стал самым худшим для компании Nissan Они понесли рекордные убытки, а долги достигли отметки в 22 млрд $, а до этого 9 лет подряд падал их объем продаж.

1999 год стал самым худшим для компании Nissan

Они понесли рекордные убытки, а долги достигли отметки в 22 млрд $, а до этого 9 лет подряд падал их объем продаж. Сотрудники работали с ощущением упадка, одна никто не считал себя ответственным за сложившуюся ситуацию и не торопился её спасать. Японские традиции корпоративного управления вообще не одобряют крутые перестройки, такие как сокращение издержек, не говоря уже о массовых увольнениях, в этом есть и свои плюсы: японцы любят стабильность. Если производственные мощности упали, то у людей всё равно остаются рабочие места и платится зарплата, и конечно, это не лучшим образом сказывается на компании, наращивающая свои долги.

1999 год стал самым худшим для компании Nissan Они понесли рекордные убытки, а долги достигли отметки в 22 млрд $, а до этого 9 лет подряд падал их объем продаж.-2

Разруливать ситуацию взялась компания Reno, купившая контрольный пакет акций тонущего Ниссана. В Японию был командирован Карлос Гон, ливанец, родившийся в Бразилии, получивший образование во Франции и возглавлявший какое-то время американское отделение Michelin. В деловых кругах он был известен как «убийца издержек. Принцип его работы, это исключение всех необоснованных трат, которые в данный момент никак не сказываются на развитии компании. Гон вступил в должность президента и главного исполнительного директора Nissan. Ситуация вынуждала действовать быстро, но в первые же дни выяснилось, что ни один человек ни в одном подразделении не может точно описать положение дел. Департаменты компании были невероятно замкнуты и мало интересовались тем, что творится за их стенами. В международных структурах тоже царила разобщенность. Японское отделение преследовано свои цели, европейское и американское свои, хотя была у них и общая черта: утаивать информацию друг от друга.

Гон поступил хитро: он вовлек в разработку плана спасения самых разных сотрудников. Топ-менеджеры, середняки и специалисты собирались за одним столом. За три месяца Гон провел более сотни встреч более чем в 1000 человек, тогда у него и появилось новое прозвище, намекающая на режим работы: 7 дней в неделю с утра до ночи. После всех этих трехмесячных встреч команда Гона всего за неделю утвердила план возрождения Ниссана. На его презентации Гон заявил, что если в 2001 финансовом году у компании не будет операционной прибыли, он подаст в отставку. Конечно это не на рельсы ложиться, но все равно смелое заявление. Реализуя план, он закрыл сразу пять заводов в Японии, сократил 21 000 из 150 000 сотрудников. В их числе оказались не только рабочие, но и управленцы. Своих мест лишились почти 50 процентов менеджеров разных уровней. По стране прокатались волна протестных акций, на что Гон ответил: «Деньги, которые компания тратила на дармоедов, нужны для разработки новых машин. Он признавал, что большинство выпускавшихся тогда моделей никуда не годились.

1999 год стал самым худшим для компании Nissan Они понесли рекордные убытки, а долги достигли отметки в 22 млрд $, а до этого 9 лет подряд падал их объем продаж.-3

При разработке новых моделей Гон приказал делать упор на эмоциональную составлявшую и учитывать, что владелец испытывает по отношению к машине сильное чувство привязанности. Еще была разрушена система перекрестного владения акциями, при которой компания предпочитала иметь дела со своими банками и подрядчиками, даже если сотрудничества не было прибыльным. Так же было покончено с системой старшинства. Раньше работник не мог получить повышеная, если он не достиг определенного возраста. Гон отменил данную систему, и при повышении учитывали не возраст, а эффективность и личные качества.

В марте 2001 года была зафиксирована прибыль в 250 млрд Йен. При этом экономия за счет сокращения издержек составила 192 миллиарда Йен. Загруженность мощностей выросла с 53 до 82 процентов, а сам Гон несмотря на то, что нарушил не одну японскую традицию стал крайне популярен в стране. Его даже сделали героем комиксов 😀

Вот такая история спасения компании Nissan. Кто знает, возможно, если бы не Карлос Гон, сейчас этой компании уже не существовало.

Понравилась статья? Поставь лайк, подпишись на канал и расскажи историю своим друзьям 😉