Как-то на кураторском часе мы обсуждали с коллегами сложную, неоднозначную и всё же важную тему задержки речевого развития у детей. Я задался вопросом - а можно ли суммировать некие выводы и удалить из этой выжимки астрологические термины и формулы. Посмотрим, что у меня получилось.
Сразу поясню, что не являюсь ни логопедом, ни педиатром, ни дефектологом. Астролог не может ни поставить, ни опровергнуть диагноз расстройство аутического спектра и прочую жмурь.
Он лишь исследует, замеряет эффект методик и действует параллельно профессионалам в этой сфере, но со своей, более тонкой энергетической стороны. А также коллекционирует кейсы, когда врачи развели руками и направили ребёнка в спецшколу, но проблему в конце концов удалось решить.
Когда ребёнок заговорит? Есть средние показатели, средняя температура по больнице, и когда человек в неё не вписывается, многие педиатры и родители бьют тревогу. Без карты и индивидуального анализа нереально понять, обоснована эта тревога или нет. Но всё же если к году нет никаких признаков и попыток сложить членораздельные слоги, это повод задуматься и начать копать.
Астрология различает людей в зависимости от типа, скорости, режима мышления. У кого-то интеллект "стандартный": вовремя говоришь, легко схватываешь материал в образовательном учреждении, общаешься со сверстниками, получаешь 5-ки. У кого-то интеллект "нестандартный", и здесь множество развилок: кто-то хороший писатель, а не оратор; кто-то хорошо разговаривает в уютной обстановке, но теряется в толпе; кто-то ладит с нотами, цифрами и техникой лучше, чем со словами; у кого-то мысли легче конвертируются в образы и запахи, чем в слова.
Обладателей нестандартного интеллекта часто приравнивали к аутистам, пытались выгнать из школы и подвергали остракизму. И тот, кто заикался, тупил, не мог читать и писать, впоследствии становился Эйнштейном, Эдисоном, Томом Крузом, Ричардом Брэнсоном, Владимиром Довганем и достигали таких высот, которые и не снились среднестатистическому любимцу учителей и воспитателей.
Отсюда напрашивается вывод: чем более нестандартный интеллект, тем выше шансов на успех в узких и сложных нишах. Но такую вычислительную машину в голове запустить непросто. Это не под силу родителям, которые находятся по уровню развития ниже, чем душа ребёнка. Зачем он таких выбрал - это отдельный большой вопрос.
Почему ребёнок не говорит и замкнут в свой мирок? Если нет органических нарушений мозга (гидроцефалия, ударные травмы, проблемы с кровообращением), эта ситуация читается всегда однозначно: говорить тупо не с кем и не о чем.
Хотите смоделировать потребность стать аутистом? Представьте, что вы получили PhD в Стэнфорде и вернулись в родную деревню под Воронежем на собрание выпускников церковно-приходской школы, чтобы обсудить цены на гречку, нытьё о несправедливости жизни, грязное бельё звёзд и кто за кого вышел замуж.
Психолингвистические исследования Пиаже, Выготского, Витгенштейна, а также работы современных нейрофизиологов чётко показывают: мы все говорим. Просто по-своему.
Это так называемый феномен внутренней речи. Даже у людей с проблемами развития идёт постоянный диалог в голове. Но когда он не обозначивается в речь, это свидетельствует о том, что интеллект ребёнка работает на совершенно иных частотах, чем внешние телевизор, соцсети и родительские сплетни, жалобы или ор. Во внутреннем мире общаться с Богом куда приятнее, чем пытаться сотрясать воздух в никому ненужные слова снаружи.
Возьмём за скобки сложные астрологические методики и перечислим набор простых мер, которые в комбинации с другими специалистами часто помогают нормализовать речевое развитие.
1) Временный или постоянный переезд. К бабушке, за границу, за город. Здесь уже варианты. Но логика проста: раз текущий семейный контекст производит аутизм в виде результата, надо разворошить гнездо.
2) Другой язык. Учить ребёнка условному английскому, а вслед за ним подтянется и русский.
Лайфхак: если начать учить иностранный до 4-5 лет (возраст предельного вызревания планеты речи меркурия), тогда мозг его схватит как второй нативный и будет на нём думать и говорить без акцента.
3) Нужный слушатель. Возможно, ребёнку не хватает доверительного окружения или достойного собеседника. Без карты сложно дать конкретику, но может это лучший друг, кот, хомячок или любимая прабабушка. Может это мультяшный персонаж, и разговаривать интереснее с экраном. Может это вузовский преподаватель. Может священник. Я на практике видел всякие чудеса, когда 5-летний ребёнок практически на равных стал общаться с профессором химиком, а до этого не говорил ни с кем.
4) Разбавить язык альтернативным носителем. Часто невероятный прогресс у самых матёрых "аутистов" случается через ноты, математические знаки, жесты, развивающие игры, где, например, надо строить города.
5) Поднять уровень сложности семейного контекста. Например, оба родителя идут на второе высшее, шевелят мозгами, проявляют любопытство. Ребёнок "считает" эту тягу к знаниям и общению буквально из воздуха.
И, конечно, универсальный астрологический рецепт - это прочистить мозг родителям, которые не слышат друг друга, между которыми нет эмоционального контакта и доверия. Перед тем, как делать уколы для улучшения мозгового кровообращения и закупать дорогостоящие препараты, помните, что ребёнок - это продукт отношений мамы и папы.
Не бывает проблем детей в отрыве от непринятых, непризнанных, неосознанных и непроговоренных тараканов родителей. Когда мама разлюбила папу (или никогда его не любила), но помалкивает об этом и натягивает фальшивую улыбку, писаясь счастьем в каждом посте инстаграма, чтобы быть хорошей "я всё ради семьи", ребёнок получает чёткую команду "дави себя, души себя, помалкивай". В отсутствие защитных механизмов детская психика, не научившись врать и лицемерить, исполняет это сценарное предписание дословно.
В конце концов игра стоит свеч. Первое слово вашего наследника - это невероятное счастье. Знаю по себе, когда услышал "папа".