Найти тему

Траты, которые делают нас нищими

Почему в школах не уделяют внимания финансовой грамотности – большой вопрос. Мы по большей части не умеем копить. Считаем, что если не умеем правильно распределять доход в 50 тысяч рублей, то все волшебным образом измениться, когда наш доход станет в 10 раз больше.

Но это не так.

Представьте, как вы хотите жить, если станете богатым. Если в этой
фантазии есть элементы, которые вы можете начать воплощать уже сейчас, сделайте это. Например, начните уже есть овсянку по утрам и не тратить деньги впустую.

Экономия бывает разная

Поговорка «я не могу позволить себе покупать дешевые вещи» всегда казалась мне пафосной. Но по сути, она правдива.

Простой пример.

Мы заходим в магазин, мерим майку за 3 тысячи рублей, которая нам очень нравится и идет. А потом думаем, что это слишком дорого за кусок тряпки, и уходим.

В течение нескольких дней мы покупаем 2 майки по 500 рублей, которые вроде бы ничего, но без душевного подъема. Лишь бы было что носить. А потом идем в фикс прайс и тратим еще 2 тысячи на ерунду, которая нам вовсе не нужна. Или на пятую кастрюлю. Которая нам тоже не нужна, но скидка же.

В итоге мы не экономим деньги, все то же самое и потратили, а, может, и больше. Зато экономим на собственном удовольствии и обрастаем ненужными вещами.

Психология бедности – целая система

С устоявшимися привычками, которые сложно, а иногда, и болезненно ломать. Все они есть почти у каждого из нас. Они не делают нас плохими и не ставят крест на будущем: просто их нужно отслеживать и по возможности исключать.

  • Купить что-то, чтобы не уходить с пустыми руками. Даже если ни одна вещь из померенных или посмотренных не подошла. Я сама так раньше регулярно делала. А потом надевала кофту один раз, и она весела по 2-3 года. Теперь вытаскиваю себя из магазина захимок.
  • Покупать только потому, что скидка. Я бы советовала почитать книгу Р. Чалдини «Психология влияния». В ней разобраны методы, с помощью которых нас заставляют уступать. И в том числе покупать то, что нам не нужно. Скидка может быть дополнительным мотивом в сторону покупки, но никак не единственным.
  • Неосознанные покупки из-за рекламы и упаковки. Покупать то, чего нет в списке Да, за продуктами, в Икею (в нее особенно), надо ходить со списком. Чем красочнее реклама в супермаркете, тем больше вероятность, что она продвигает в общем-то бесполезный товар. Конечно, есть вероятность, что так на рынок выводят новую хорошую вещь. В этом случае вы можете занести его в «список желаний» на следующий заход и сделать покупку осознанно.

А вы замечали, что иногда тратите деньги только потому, что «они ляжку жгут» и покупаете то, что не особо нужно?