Найти тему
Умная безопасность

Большие данные - большая проблема?

Оглавление
Изображение: pixabay; geralt
Изображение: pixabay; geralt

Из доклада министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константина Носкова о формировании национальной системы управления данными, который прозвучал на заседании Правительства 29 мая 2019 года, стали известны некоторые заслуживающие внимания цифры и факты.

Так, по словам министра, за последние годы государство вложило большой объем инвестиций в развитие информационных систем, и их число, объем данных и интенсивность обмена постоянно растет. Однако эффективно использовать эти данные и принимать на их основе решения по-прежнему нельзя.

"Сведения, содержащиеся в важнейших государственных ресурсах, зачастую недостоверны, устарели или просто некачественны.. Мы фактически не обладаем достоверной информацией о составе и структуре данных, имеющихся в различных ведомствах.. Права доступа к информации регулируются отдельными соглашениями и не объединены общими правилами. В этих условиях, с ростом информационного обмена обостряются и технологические проблемы. Всё это сказывается на качестве и эффективности работы с данными, а значит, создаёт риски для информационной безопасности, мешает принятию обоснованных решений, затрудняет предоставление качественных государственных услуг", Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков.

Сейчас в государственных информационных системах, по оценкам Министерства, хранится более 80 Петабайт (80 млн Гигабайт) информации, и этот объем в следующие пять лет удвоится. Все эти данные распределены по 800 различным информационным государственным ресурсам, например, в Едином государственном реестре недвижимости хранится более 300 млн записей. Ежегодно только через существующую систему межведомственного электронного взаимодействия проходит более 32 млрд транзакций.

Мы уже писали о том, что одним из крупнейших государственных агрегаторов данных являются правоохранительные органы. И днем ранее, на заседании правительственной комиссии по цифровому развитию, обсуждался вопрос развития информационных систем Министерства внутренних дел.

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, данные МВД - это "дополнительные, большие возможности в борьбе с преступностью, в области безопасности. В банках данных МВД, полиции содержатся весьма востребованные сведения. Причём количество запросов по ним – как от ведомств, так и от людей – стремительно растёт. Понятно, что с увеличением нагрузки на информационные ресурсы процессы выполняются дольше. А это вопрос не только эффективности работы ведомства, но и в  первую очередь – обеспечения порядка, безопасности. Поэтому нужно думать о  модернизации технической инфраструктуры МВД". По всей видимости, речь идет о многомиллиардном "долгострое" ИСОД, которая за 8 лет так и не начала полноценно работать.

По словам премьер-министра, это потребует создания центров хранения и обработки информации, новых цифровых платформ и гибкой системы, способной работать с большими данными, которые должны были надёжно защищены, в том числе, от посягательств киберпреступников, и "у МВД есть предложения и предварительные финансовые расчёты".

Резюме: государственных данных много, и их становится все больше; они разнесены по сотням информационных систем, разнородны, неточны и часто противоречат друг другу; их нельзя эффективно использовать.

Здесь можно было бы рассказать о предложении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций о проекте создания национальной системы управления данными (НСУД), призванной "повысить доступность и качество государственных данных, обеспечить их полноту, актуальность, непротиворечивость и связанность". По сути, это агрегаторы "эталонных" данных о каждом человеке ("федеральный регистр населения" с "цифровыми профилями" граждан и, видимо, в дальнейшем, привязанному к нему "цифровому удостоверению личности", по типу китайского "ID"), о недвижимом имуществе, о транспортных средствах, о юридических лицах.

Но мы хотим вернуться к "проблеме" больших данных. Говоря в общем, "большие данные" - это стек различных технологий, связанных со сбором, хранением, обработкой и интеграцией данных, а также технологий их анализа и эффективного использования в формате "простой" или продвинутой аналитики (например, предиктивной аналитики) для повышения эффективности не только отдельных компаний, но и целых отраслей или, например, "умных" городов. На основе больших данных, преимущественно, реализуется машинное обучение и различные практические применения искусственного интеллекта. Поскольку мир движется в направлении полной цифровизации, то вполне очевидно, что данные будут пронизывать все сферы жизни и все отрасли экономики. То есть большие данные являются "сквозной технологией". Термин "сквозные цифровые технологии" ("СЦТ") вошел в политическую повестку через национальную программу "Цифровая Россия" в 2017 году. В марте текущего года был объявлен конкурс и отобраны разработчики "дорожных карт" по 9 сквозным цифровым технологиям, которые должны были стать концептуальной основой для распределения 280 млрд рублей из государственного бюджета. Дорожную карту СЦТ "Большие данные" разрабатывала корпорация "Ростех" с привлечением 250 экспертов со всей России.

Изображение: tadviser.ru (Направления и цели Дорожной карты СЦТ "Большие данные", проект, май 2019)
Изображение: tadviser.ru (Направления и цели Дорожной карты СЦТ "Большие данные", проект, май 2019)

Все дорожные карты были представлены на конференции "ЦИПР 2019", а также прошли обсуждение на заседании Наблюдательного совета АНО "Цифровая экономика" 24 мая.

По итогам этого заседания, ДК "Большие данные" было отказано в праве на "самостоятельное существование" и ее "растворят" в дорожной карте СЦТ "Нейротехнологии и искусственный интеллект", которую разрабатывал "Сбербанк".

Изображение: tadviser.ru (Направления и цели Дорожной карты СЦТ "Нейротехнологии и искусственный интеллект", проект, май 2019)
Изображение: tadviser.ru (Направления и цели Дорожной карты СЦТ "Нейротехнологии и искусственный интеллект", проект, май 2019)

В проекте ДК "Нейротехнологии и искусственный интеллект" указывалось, что развитие ИИ в России в ближайшие 5 лет потребует бюджетных расходов в объеме 75-175 млрд рублей и внебюджетных - в объеме 800 млрд рублей. Планируется, что число ИИ-компаний превысит 1 тысячу, объем выпускаемой ими продукции и услуг превысит 100 млрд рублей, объем экспорта решений на базе ИИ превысит 1 млрд долларов, а объем венчурных инвестиций в капитал российских ИИ-компаний превысит 100 млн долларов.

Выиграет ли от этого объединения направление развития больших данных, навсегда останется вопросом без ответа, поскольку сравнивать будет не с чем.

Но, по факту, произойдет аккумуляция ресурсов для реализации национальной стратегии развития технологии искусственного интеллекта.

Проект национальной стратегии развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, как и ДК СЦТ "Нейротехнологи и искусственный интеллект", разработал Сбербанк. Сегодня этот проект будет представлен Владимиру Путину в рамках первого совещания по вопросу развития технологии ИИ в России.

Понравился пост? Поставьте 👍 или поделитесь им в социальной сети, чтобы мы могли рассказать ещё больше о новых технологиях.
Подпишитесь на наш канал "Умная безопасность" ( @smartsafecity ) в Телеграм , чтобы узнать больше новостей о новых технологиях.