16 подписчиков

1988 год. Выпуск 100-тысячного мотоблока на ПО “Моторостроитель”

Кроме собственно авиационной тематики предприятия пермского моторостроительного комплекса выпускали и товары народного потребления. Делалось это по постановлениям ЦК КПСС и Совета министров СССР, поэтому на предприятиях ворчали да делали. Это была своего рода “нагрузка”, как пакет некондиционных яблок к банке зеленого горошка в советской торговле. С этим мирились, хотя доля ТНП в общем производстве была ничтожна, но сил забирала много.

В рамках выполнения продовольственной программы, ПО «Моторостроитель» в начале 1980-х освоил выпуск мотоблоков и навесных орудий, в том числе деревообрабатывающей приставки, а также вязальной машины «Каскад». А пермское конструкторское бюро - полировально-стригальные и резальные машины для производства плюша и бархата. Последнее “не пошло”, зато мотоблоки пользовались бешеным успехом. Пермские моторостроители выпускали их под маркой “Луч”. На выставке достижений народного хозяйства Пермской области этот мотоблок занимал центральное место.

В инструкции пользователя этот агрегат назывался “колесно-пешеходный агрегат тягового класса 0,1 с” и применялся для широкой гаммы работ на приусадебных участках: рыхление и вспашка, окучивание, выкапывание корнеплодов, скашивание травы, ее выкапывание, полив, дробление кормов, смеситель строительных растворов, генератор, аппарат для бурения неглубоких скважин, снегоуборочный комбайн, перевозка грузов и т.д.

В 1986 году была попытка сделать на базе этого мотоблока аэросани, но сбыта продукция не нашла и проект закрыли. В начале 1990-х, когда двигатели для самолетов государство перестало покупать, предприятие спасли мотоблоки – они имели стабильный спрос и хорошо менялись на китайскую тушенку и афганский изюм. Мотоблоки «Луч» и сейчас можно встретить на приусадебных участках Пермского края и не только.

С.Ф.