1 января 1961 г. в СССР была проведена денежная реформа.
Традиционно эту реформу представляют в виде обычной деноминации, поскольку для непосвященных обывателей все выглядело предельно просто: денежные знаки образца 1947 г. были обменены на новые деньги образца 1961 г.в соотношении 10:1, и в том же соотношении были изменены цены на все товары, тарифные ставки зарплат, пенсий, стипендий, пособий, платежных обязательств, договоров и т.д.
Тогда мало кто обратил внимание на одну странность: до проведения реформы доллар стоил 4 рубля, а после ее проведения в новом исчислении должен быть 40 копеек, но курс доллара был установлен в 90 копеек. Многие наивно полагали, что теперь рубль стал дороже доллара, но на самом деле доллар существенно подорожал – в 2,25 раза, то есть с 40 до 90 копеек в новом исчислении. То же самое произошло и с золотым содержанием рубля – вместо 2,22 граммов золота в нем осталось лишь 0,98 граммов золота. Таким образом, рубль был недооценен в 2,25 раза, а его покупательная способность по отношению к импортным товарам во столько же раз уменьшилась.
Недаром бессменный министр финансов СССР, знаменитый «сталинский нарком» А.Г. Зверев, занимавший свой ответственный пост аж с 1938 г., узнав о том, что в начале мая 1960 г. Н.С. Хрущев подписал постановление Совета Министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами», сразу ушел в отставку, поскольку прекрасно понял, к чему приведет эта, казалась бы, простая замена денег. В реальности последствия этой реформы оказались губительными для страны и в ближайшей, и в отдаленной перспективе, поскольку:
1) Резко подорожал весь импорт и заграничные товары, которые для советских покупателей всегда были малодоступны, теперь вообще перешли в разряд предметов роскоши.
2) Цены в государственной торговле изменились ровно в 10 раз, но на колхозном рынке они изменились лишь в 4–5 раз. В результате этой «разбалансировки» начался быстрый отток продуктов из государственной торговли на сильно подорожавший колхозный рынок, что больно ударило по благосостоянию практически всего народа и, напротив, положило начало тотальной коррупции в советской государственной торговле, поскольку директора многих государственных магазинов через своих агентов стали массово сбывать качественный товар на колхозный рынок, одновременно выполняя план продаж и получая от этой нехитрой операции существенный навар в собственный карман.
3) В течение 1962―1963 гг. скрытый рост цен в государственной торговле составил более 60%. Особенно тяжелая ситуация сложилась в регионах, поскольку если в Москве и Ленинграде положение в государственной торговле хоть как то контролировалось местными властями, то в краевых, областных и районных центрах многие виды продовольственных товаров полностью исчезли из государственной торговли и перетекли на колхозный рынок. В результате «сталинское» магазинное изобилие, столь характерное для всех 1950 х гг., в одночасье сменилось пустыми прилавками, поэтому чтобы хоть как то компенсировать отток основных продуктов, прежде всего, мяса и колбас на колхозный рынок, было решено повысить розничные цены в государственной торговле. И в мае 1962 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении цен на мясо молочную продукцию».
4) Еще одной причиной проведения денежной реформы, как это не покажется странным, оказалась пресловутая нефть. Дело в том, что в послевоенный период в нашей стране произошел огромный рост ее добычи – с 20 млн до 148 млн тонн, и именно тогда, в мае 1960 г., Н.С. Хрущев, при поддержке ряда членов Президиума ЦК, прежде всего, А.И. Микояна, Ф.Р. Козлова и Н.В. Подгорного, пробивает решение о начале широкомасштабного экспорта сырой нефти за рубеж. В первые послевоенные годы экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР был незначителен и составлял в валютной выручке страны менее 4% всего ее внешнеторгового баланса. Причина этого состояла, в основном, в том, что все 1950 е гг. баррель (бочка) сырой нефти на мировом рынке стоил менее 3 долларов, то есть 12 советских рублей, а себестоимость добычи и транспортировки советской сырой нефти составляла более 9,5 рублей, то есть ее экспорт за рубеж был просто нерентабельным.
Рентабельным этот экспорт мог стать только в том случае, если за доллар будут давать значительно больше рублей, чем прежде. А поскольку при Н.С. Хрущеве в условиях резкого повышения добычи нефти в 7,5 раз стал расти и ее экспорт за рубеж, необходимо было изменить соотношение доллара к рублю. Теперь при изменении курса валют баррель нефти в пересчете на советские дензнаки стал стоить 2,7 новых или 27 старых рублей, то есть в 2,25 раза больше, чем при И.В. Сталине. В этой ситуации при вполне стабильных мировых ценах на сырую нефть и сохранении ее прежней себестоимости экспорт нефти за рубеж оказался довольно выгодной штукой.
Таким образом, денежная реформа 1961 г. была не простой деноминацией, она принесла экономике страны непоправимый вред и две хронических беды: 1) зависимость от нефтяного экспорта и 2) хронический дефицит продовольствия, которые впоследствии и станут одними из главных экономических факторов, погубивших Советский Союз.
(Е.Ю. Спицын. Россия – Советский Союз 1946-1991 гг. Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Книга 4.)
Вместе с тем СССР проиграл западу битву за качество.
На всех предприятиях были ОТК – отдел технического контроля продукции. Его задача заключается в подтверждении соответствия продукции установленным требованиям. Во многих случаях ОТК контролирует и качество закупаемого материала, правильность выполнения технологических операций, и на конечном этапе и качество продукции предприятия. Впервые такую службу создал американский промышленник Генри Форд.
Более того, как человек грамотный, он сделал ОТК независимой от производства. На данном этапе эта служба занималась лишь отбраковкой комплектующих, которые должны пойти в сборку. Американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента Фредерик Тейлор основал систему контроля, которая учитывала не только качество продукции, но и качество работы персонала.
Такую систему в начале XX в. скопировал СССР и сделал еще более решительный шаг: вывел ОТК не только от производства, но и от предприятия – контрольные мастера ОТК находились в министерстве Госконтроля. Такая система у нас была в Великую Отечественную и после неё вплоть до смерти Сталина.
После прихода к власти Хрущева, начался пересмотр организации производства. Вернулись понятия рентабельность и прибыльность предприятия. Если раньше задача предприятия была выпустить товар в необходимом качестве, количестве и ассортименте, то теперь рентабельность повлекла за собой печальные последствия: издержки стали сокращать на качестве сырья, на заработной плате, на качестве выпускаемой продукции.
Но на пути предприятия стояло ОТК, и руководство СССР приняло глупое решение предать ОТК в структуру завода.
Окончательно это закрепилось во времена косыгинских реформ. С тех пор каждый инспектор стал подчиняться руководству завода (предприятия). От их воли зависло продлят тебе контракт или нет. Это стало серьезно влиять на качество выпускаемой продукции, поскольку любой руководитель стремится сокращать расходы. Что в данном случае проще: переделывать брак, если он и не большой, или настучать по голове мастеру, который не принимает продукцию – ответ очевиден. Так же риск плохих отношений с исполнителями стал влиять на качество. Контролеры стали жить в агрессивной среде. С тех пор качество стало ухудшаться. Особенно это стало заметно по авиации. Не было его личной заинтересованности делать свою работу качественно, есть только цель выполнить абы как план – зарплата больше зависела от формального выполнения плана, или работников даже премировали за «экономию». На складах постоянно ширились запасы произведенной, но совершенно невостребованной продукции.
==
Вывод:
Пока экономика основана на деньгах - коррупция, воровство и спекуляции не прекратятся. Деньги удобны для спекуляций, производители стремится сэкономить на снижении качества закупаемого сырья и качества своей работы, на экологичности, вместо натуральных продуктов использовать несъедобные заменители, а потом урвать прибыль повышением цены на нормальное качество.
==
Выход:
Технически мы готовы хоть сейчас или после Путина внедрить в России на всю страну Информационную систему доступа к благам, в которой не нужны деньги и цены - доступ к благам будет у каждого жителя страны за качество его работы в соответствии с ГОСТами, а не за номинальное выполнение, у чиновников такая оценка будет непосредственно от народа - вот уж тогда нечем будет спекулировать, получать взятки и дивиденды незаслуженно нахапанных предприятий, банки и налоговая система станут ненужными. Внедряя информационную систему, мы можем сделать всю страну как одну фирму – тогда остается решение именно внутрифирменной эффективности – распределения, а оно, как сказано выше, осуществляется без цен и денег. Присоединяйтесь сюда https://www.facebook.com/groups/CyberEconomy
или сюда
https://vk.com/prezident_rossii_2020