Искусство кумико вызывает у людей все больший интерес, а информации по-прежнему мало. Нам посчастливилось познакомиться с мастером, развивающим кумико в России.
Ринат Камалов - не только высококлассный мастер, но и умный, интересный собеседник. С большим удовольствием делимся с вами новым интервью :)
Расскажите о себе, как пришли к кумико?
После армии, 10 лет, работал у военных строителей, имею 5-й разряд - столяр-плотник. Познакомились с компанией Паркет-Холл, и основная специальность стала паркетчик. У нас собственная бригада, мы себя зарекомендовали очень хорошо: на последнем Чемпионате Паркетных Специальностей заняли 1 и 3 место, двумя командами. Участвуем в европейских программах, в WorkCamp в этом году пригласили поучаствовать, в чемпионате паркетчиков в Голландии. Изначально мы все равно паркетчики.
А почему в кумико ушли?
Пришел момент, когда ЧПУшники очень сильно уронили цену на паркетные работы. И на глаза попалась книга Дезмонда Кинга. Есть такой популяризатор кумико, австралиец, который долго жил в Японии и заразился этим вирусом :) Стал выпускать книги, у него свой блог. Зацепило, подумал: блин! Мы такие крутые паркетчики, делаем такие хорошие вещи, работаем в музеях, сейчас мы это на коленке сделаем... И опыт был неудачный. Ничего не получилось, все разваливалось, непонятно. Принял как вызов, пришлось потихонечку постигать это все дело.
С какими трудностями в основном столкнулись?
Не скажу, что техническая сторона сложная, это похоже на паркет. Тоже большое количество элементов, которые должны быть очень близко к размеру. Хорошая паркетная работа начинается от 0,05-0,07 мм. Это хорошая работа, которая не требует шпатлевки и мы это достигаем, никаких вопросов. Пришлось навыки ручного труда подвосстанавливать, ножовки, рубанки. И даже это не сложности. Скорее, понимание того, что ты занимаешься делом, которое красиво, но никому не нужно. Надо было заставлять себя идти дальше.
А что мотивировало идти дальше?
Я считаю, что если ты год провозился с каким-то делом и бросил, этот год ты просто выкинул зря. Если ты начал, то должен до конца идти.
То есть, получается, вы "продавили" рынок под себя?
Громко сказано, с одной стороны. С другой - когда мы задавали вопрос яндексу, что такое кумико, он не знал, что это такое. На десятых страницах может и выскакивали какие-то решетки, но в основном это были японские актрисы с таким именем. А сейчас набираешь кумико и 70% рисунков это наши, мои работы. В яндексе, по крайней мере. В русскоязычной Википедии наша статья прижилась, хоть ее и подрихтовали эксперты. Там и рисунок - фото моей решетки. Был момент, ее хотели вообще удалить, не находили подтверждения. Но, нашли какой-то документ со словом кумико у японского правительства и оставили статью. Компания Rubankov хорошо помогает с развитием этого дела. Привезли рубанок, кстати, на этот Фестиваль, очень крутой, бешеных денег стоит. Даже озвучивать не хочу, сколько он стоит:)
Это оправдано, именно японский рубанок? Или это для полной эстетики?
Нет, это не для эстетики, это ускорение. Сейчас технологически мы можем сделать любую решетку. Главная задача теперь - снизить себестоимость, сделать кумико более доступным людям, тогда будет и развитие. Какая бы дорогая порода древесины не использовалась, все равно это 10% от стоимости самой решетки, в основном это все стоимость времени и рук. Например, если над светильником приходится работать порядком 3 недель полноценных, то такой светильник не может стоить 5-10 тысяч. Естественно, хочется ускорить процесс, а это возможно только используя вековой опыт японцев. Они в этом плане разработали очень много полезных рубанков. По эффективности они превосходят электрические инструменты, даже ЧПУ по скорости, думаю, проиграет. Правда, стоимость огромная, по нашим меркам (в интернете можно купить в среднем за тысячу евро, а их надо минимум 5). Сам по себе рубанок сделать не сложно, важно железко. Почему-то наши кузнецы очень неохотно идут даже на переговоры. Никто не хочет браться, сколько мы уже разговаривали, на завод выходили, к кузнецам обращались, как-то кисло.
Вы делаете и готовые работы, или только под заказ?
В основном, на заказ. Понятно, что необходимо, чтобы люди видели изделия. Когда держишь вживую, цепляет быстрее.
Если сейчас сложится с одним крупным заказом, это будет большой прорыв. Я уверен, осталось совсем немного времени до момента, когда количество должно перерасти в качество. Многие наши изделия находятся в Европе: один светильник в Праге, другой под Мюнхеном, в Голландии одна работа. Сейчас готовим 10 светильников в Германию. Здесь купили, заказ под Всеволожском. Продвигаемся потихоньку :)
А у вас нет идеи насчет школы?
С детьми я бы поработал. Мы уже проводим на постоянной основе мастер-классы с особыми детками. Есть такой ресурс в Санкт-Петербурге "Особый Петербург". Это особые дети, особые мамы, и дважды мы уже провели полноценные мк. Считаю, что это прям хорошее дело.
В плане взрослых мастер-классов Rubankov подталкивают, приглашают проводить. На этот Фестиваль (ФСД-2019) просили МК. Со взрослыми я пока не то что бы не готов, просто даже не понимаю, про что рассказывать. Люди почему-то думают, что это как-то супер сложно, а ничего сложного нет. Мы делимся всем, что знаем, на сайте Мастеровой у нас ветка (ссылка). Просто должен работать мозг и инженерная мысль, чтобы создать удобные шаблоны для быстрой и качественной работы. Тогда бы все развивалось - не идея одного человека, а техника. Там действительно ничего сложного нет.
Какие у вас планы на будущее? Пусть даже фантазия?
Если фантазия..:) "Особый Петербург" дали идею - получили Президентский грант. Можно было бы тоже напроситься на грант, все же мы пока единственные в России, и создать школу. Идея школы - хорошая идея. Кумико - тихая гавань для паркетчика. Когда еще есть твердость руки, готовность продолжать, а ползать по паркету уже тяжеловато. Паркетчик профессия тяжелая, проблемы с ногами возникают уже где-то в 50-55 лет. И почему бы не создать такую маленькую мастерскую, куда паркетчик может придти и сказать: "Хочу заняться кумико". И зарабатывать себе на хлеб под пенсию. Тоже хорошая идея.
Благодарим Рината за интересное интервью и желаем исполнения всего задуманного! А желающих ознакомиться с его работами и новостями, приглашаем на страницы:
вк - https://vk.com/art.kumiko
мастеровой - http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=73982.0