Этеры ἑταῖροι
сейчас, на английский лад, их принято называть гетайрами, тем самым теряя этимологию данного слова.
Этеры переводится как друзья, в военной концепции "друзья басилевса", его конная свита состоящая из аристократии.
Об экипировке этеров почти не осталось сведений, в основном их амуниция может быть восстановлена по фрескам и рельефам.
Седлами и стременами, как и прочие всадники того времени, согласно изображениям, Этеры не пользовались, вместо седла использовали мягкую подкладку (чепрак) из войлока. Кони в бою не защищались.
Основным оружием являлось кавалерийское копье, длиной не более 3 м, если судить по изображениям. Копье держали одной рукой наперевес, когда наносили удары — поднимали над головой. Другой рукой управляли конем за поводья.
Полибий пишет о македонских кавалерийских копьях: «… первый удар наконечником копья будет хорошо нацелен и результативен, так как копье так устроено, чтобы быть устойчивым и крепким, а также его можно эффективно использовать, перевернув и ударяя острием тыльной насадки».
Прямой меч, длиной около 60 см, являлся вспомогательным оружием и висел высоко на левом боку на перевязи через правое плечо. Такие мечи, ничем не отличающиеся от ксифосов, найдены в македонских захоронениях и изображены на барельефах.
Считается, что этеры должны также пользоваться однолезвийными кописами или махайрами с изогнутым клинком, однако копис в руках македонца встречается только один раз, на мозаике из Пеллы, изображающей охоту на льва. И если говорить, что это ритуальный поединок со львом, то махайра там будет оправдана. В то же время махайры или кописы часто изображаются при вооружении гоплитов. Следовательно, данный юноша из пехоты.
Тит Ливий пишет, что македонские кавалеристы конца III в. до н. э. были неприятно поражены действием «испанских» мечей (однотипных с кописами) в стычках с римской конницей. Здесь можно предположить, что махайры были утрачены вместе с титулом басилевса.
Этеры могли носить короткие бронзовые кирасы, хотя прямых свидетельств нет. Возможно их панцири изготавливались из кожи или льна и подгонялись плотно под конкретного человека. Возможно тут можно говорить и о металлических (железных) кирасах, один образец из которых дошёл до нас в захоронении.
Считается, что этеры носили беотийские шлемы, хотя по всем источникам, беотийские шлемы первыми надели фессалийская кавалерия, и нигде у античных авторов нет параллели между заимствованием вооружения македонцами у фессалийцев. Выводы о беотийском шлеме в экипировке этеров восходят к мозаике из Пампей, и саркофагу из Сидона. Хотя против Спитамена с Эригием шла именно фессалийская конница.
Когда и как была основана македонская этерия читайте в книге