На этот пост меня сподвигли комментарии – в моём блоге, в соцсетях, ставки у букмекеров, разные мнения. Мы, взрослые, справедливые и суровые, моралисты и просто хорошие мальчики и девочки не понимаем, почему этот перфоманс собирает так много голосов «за», так много «против», но всё же выходит в полуфинал и занимает высокое место в прогнозах букмекеров (а значит, в сердцах зрителей). Только на первый взгляд это шоу выглядит, как пропаганда Германии в 1943-м, на деле этот феномен глубже и серьёзнее. И мы разберёмся, что так цепляет фанатов группы. Прямо сейчас.
Юный протест
Вам 15, солнце светит ярко, вы всё ещё замечаете, какое оно сегодня. Боль причиняет любое высказывание о ваших особенностях – физических, моральных. Все вокруг не понимают вас, осуждают, пытаются наказать. Именно в этом возрасте догоняешь, что морализм родителей ничего не стоит, они были грешны сами, а возможно, и по сей день грешны (и это нормально). Им можно пить и надевать то, что они хотят. Вам – нет. Всё это вызывает своевременный внутренний протест, подростковый, да-да. Выливается он в любовь к запретному алкоголю и протестующим группам альтернативной направленности. Ваш мозг ещё готов к такой музыке, он не забит рутиной, делами, рабочими задачами. Задачи пока простые – посещать школу, делать домашку, самоутверждаться среди сверстников. Вот какая публика прибавила голосов «Хатари». Они просто «не как все», некоторые и в 50 лет «не как все». Мы тоже были такими «некаквсешными», а потом протест сошёл на нет вместе с подростковой перестройкой (у большинства). Каждый раз одно и то же: подростки кричат – вы не слышите, вы ставите в угол, закрываете дома, отбираете смартфон и думаете, что побороли то, что сидит внутри. Сюрприз! Вы это укрепили и через многие годы ещё получите обратно вылитое. Впрочем, гормоны перестают так усиленно бить в мозг человеку уже годам к 20, а то и к 25, и #трудовыебудни делают из круглой головы квадратную. Как иначе? Мы все это прошли, а они нет. И вот их новый лидер.
Беспроигрышный фатализм
В Европе жопа. Она незаметно подкрадывается из-за угла парижского квартала, куда не вхожи ни полиция, ни обычные парижане – там шариат и случайного путника могут заколоть посреди бела дня. «Европа падёт» - за эти строчки группу хотели дисквалифицировать с конкурса, но после долгих переговоров и судилищ текст первого припева оставили без изменений. Разве они врут? Фашизм возрождается не только на Украине, зиговать начинают даже в тех странах, где за зигу можно сесть. Наши скинхеды из 2000-х – цветочки по сравнению с организациями, которые сейчас пытаются зайти в политику в Европарламетах и подобных организациях. Вот и солист почти зигует, воздевая руку в небо. А вы бы как реагировали, если бы вокруг были турки, арабы, беженцы с Сирии? Исландию пронесло, там этих товарищей нет. Надолго ли.
А ещё мы с вами менталитетом отличаемся от европейцев. На сцене раб в ошейнике ползёт за господином, а разве не этим занимается Европа на протяжении веков? Ну ок, не вся Европа. В основном, Британия. Да тут всё в норме, не паникуйте.
Забытый «мой 2007»
Когда-то Битлы казались чем-то настолько мерзким и революционным, что почтенные господа за 30 закрывали глаза, фейспалмили и возносили молитвы. От поведения Элвиса на сцене у моралфагов зубы сводило, а тот, кто первый отошёл от микрофона и начал танцевать, был проклят многократно. В моё время Нирвана и чёрные футболки с изображением этой команды вызывали осуждение у многих почтенных женщин. Камнями не били, но смотрели максимально осуждающе.
Но вспомнила я в этом посте именно 2007 – времена расцвета Amatory, Jane Air, Slipknot. Мне уже было далеко за 20, но эта музыкальная эпоха – одна из ярчайших в моей жизни. Скрим и гроул официально стали вокальными приёмами, их учили, живые концерты смотрели с придыханием, мерч раскупался ажиотажно и на последние деньги. Сейчас «Аматори» околачивает дешёвые вокальные конкурсы, эпоха ушла. Вы жалуетесь на скрим солиста «Хатари»? Вы не слышали настоящий скрим из 2007го, тогда даже запруженный рабочими делами мозг готов был воспринимать музыку нового жанра. Там было всё по-взрослому. Да храни господь альтернативу от Linkin Park и Guano Apes до сегодняшних дней, аминь.
Модуляция – мать разрыва
И пауза перед ней. Модуляция – это изменение тональности произведения на тон или полутон выше. В поп-песнях, как правило, происходит на последнем припеве.
Модуляция – такая штука, которая действует безотказно. От неё хочется выпрыгнуть в окно и полететь, выйти под дождь, вкусить полноту жизни. Модуляция падает на вас сверху, как кислота, разъедает мозг и приводит в экстаз неокрепший организм. В этом полуфинале, да и во всём конкурсе её почти нет (вроде есть у Зины из Белоруссии и всё, переслушаю - уточню), этот приём не в тренде – участники хотят сами без пафоса и разрыва, за счёт концепта, шоу и вокала завоевать финал. В это время исландцы хакают и вас, и финал, с затяжной паузой, с кислотным дождём.
Грязь наружу
Ой, ну расскажите мне, что вы фильмы ужасов не смотрите и на фриков полюбоваться не любите. Ни один человек взгляд не может оторвать от чего-то необычного, мы так устроены.
Мотив, засевший голове
Спросите меня, что я хочу пересмотреть и переслушать с первого полуфинала, отвечу – Зину один раз, Хатари – много. Припев крутится у меня в голове весь день, вот что модуляция животворящая делает. Мотив простой и въедливый, вот и эффект.
Те, кто говорит с вами с социального дна
Мы долго обсуждали выше общественный протест, а голливудская культура нас приучила, что именно так, как "Хатари" выглядят свободные протестанты постапокалиптичного мира. Они всегда неформалы, бритые и в ремнях. Мы видим в них героев кинофильма, которые доживут до конца, умрут предпоследними, а в конце сезона окажутся белыми и пушистыми, и умрут за добро, принесут себя в жертву, сражаясь бок о бок с главным героем.
Кстати, по жизни неформалы обычно – душевнейшие люди, которые мышку не обидят, особенно байкеры и металлисты всех мастей (простите разномастные подростки, для нас вы все металлисты))). Чем тяжелее музыку слушает человек, тем приятнее он в жизни, проверьте, удивитесь, это постулат.
Абсолютный профессионализм, возведённый в квадрат
Чтобы пройти в финал – мало эксцентризма и БДСМ-шоу. Образ нужно держать до конца. У «Хатари» он держится долго – с самого начала препати и интервью до объявления их прохода в финал, где они сидели с каменными лицами, как хозяева. И израильская ведущая в замешательстве начала нести околесицу про «хэппи». Что касается исполнения и музыки в целом, здесь всё отработано профессионально: никаких хаотичных движений, фальцетящий солист не лажал мимо нот (хотя зал неистово орал), концовка не запорота суетливо, каждый выполнил свою задачу точно в секунды. Представляю мучения режиссёра - снимать здесь можно каждого отдельно, интересны все в каждой секунде постановки - даже танцоры несут какой-то посыл, разбирать - не разобрать.
Также стоит отметить аранжировку по канонам стиля. Я вообще бы с удовольствием разобрала бы её на инструменты (точнее компьютерные тоны, которых там больше, чем живых инструментов). Аранжировка взывает к тем, кому сейчас лет 40, и кто мечтал в то время создать подобное, но имел под рукой ионику, как я, а не компьютер с готовыми семплами как вы. Лохи вы, кстати, попробуйте «Сибелиус» и прокачайте навыки написанием классических партирур хотя бы для камерного оркестра, НОТАМИ, тогда будем называть вас музыкантами. Собрать бит под реп в готовой проге может и бомж с 3 классами (извините, лирическое отступление).
Победа – нам или им.
«Евровидение» - конкурс политический. Иногда он работает, как канализация протестных настроений. Так проголосовали за «Лорди» с «Хард рок алилуйя» в 2006, они выглядели ужасно, но несли в массы тяжёлую культуру. Финны писали «если Лорди победят, я эвакуируюсь из страны». И они победили. Потому что отчаяние и отвага, с которым вампиры-оборотни-уроды несли свою культуру в массы, вылилось в уважение и определённое настроение. Достигли ли настроения в Европе сейчас такого пика, что народ хочет голосовать «в пику» и проникнуться фатализмом и падением на дно? Возможно. Это было бы интересно. Так что пусть победит светлое и профессиональное добро в образе Лазарева (я же всё-таки россиянин) или кошмар в виде «Хатари» - чтобы нам было над чем подумать, в назидание. Пусть победят.
Но вы, боюсь, и не поймёте такой победы, товарищи, спрятавшись в своём уютном розовом мире. Ненависть торжествует, мы сторонние наблюдатели, а вершители истории – перед нами, им сейчас 15, и я знаю, за кого они будут голосовать. Возможно, наша задача – уничтожить фатализм и глобализм, привить любовь к Родине и нашим ценностям. Но думаю, мы проиграем, как проиграли родители нам свои ценности. И по заслугам. Добро пожаловать в новый мир, мои дорогие взрослые! Не очкуйте, мы не первые и не последние.
До связи!
___
Разврату не было границ,
Похмелье никак не заканчивалось,
Жизнь – это бессмысленная суматоха,
Пустота поглотит нас всех.
Ненависть восторжествует,
Всему счастью настанет конец.
Это всё коварная иллюзия,
Бесполезный обман.
Я видел лишь,
Как слёзы лились рекой.
Всё, что у меня было,
Я однажды отдал тебе
Всецело.
Весь мир заблуждается,
Наказания направлены только на нас,
Из-за простого заблуждения
Побег будет сломлен,
Пустота поглотит нас всех.
Ненависть восторжествует,
Европа рухнет,
Эта паутина лжи
Создаётся из пепла
В единое целое.
Я видел лишь,
Как слёзы лились рекой.
Всё, что у меня было,
Я однажды отдал тебе
Всецело.
Я видел лишь,
Как слёзы лились рекой.
Всё, что у меня было,
Я однажды отдал тебе
Всецело.
Ненависть восторжествует,
Любовь умрёт.
Ненависть восторжествует,
Всему счастью настанет конец.
Это всё коварная иллюзия,
Бесполезный обман.
Ненависть восторжествует.