Как Россия может окупить инвестиции в организацию Чемпионата Мира по футболу 2018?

Чемпионат мира по футболу надолго останется в памяти не только болельщиков и футбольного сообщества России, но и в целом российского общества. Этот чемпионат ознаменовался яркими победами национальной сборной, огромным количеством иностранцев на улицах и все это на фоне непростых (а порой откровенно враждебных) взаимоотношений на политической арене.

Чемпионат мира по футболу надолго останется в памяти не только болельщиков и футбольного сообщества России, но и в целом российского общества.

Но если говорить об экономике Чемпионата, то есть еще две важных и интересных темы. Во-первых, российский Мундиаль стал самым дорогим в истории мировых футбольных первенств. Бюджет затрат стал объектом жесткой критики и общественного обсуждения. Но, во-вторых, у России, у одной из немногих стран-организаторов, получилось выйти на окупаемость первенства.

Разумеется, пока рано говорить о полной окупаемости и сроках возврата вложенных ресурсов. Инвестиции в инфраструктуру и возведение социально направленных объектов вроде стадионов окупаются годами, а иногда и десятилетиями. Невозможно говорить о быстром возврате. Однако у страны есть все шансы стать рекордсменом в вопросе о сроках окупаемости Чемпионата Мира по футболу, опередив все предыдущие страны-хозяйки.

Безнал. Как законно «заставить» иностранца оставить деньги в России?

В первую очередь ускорению возврата вложенных денег способствовали… безналичные платежи. Уровень проникновения инфраструктуры безналичных платежей сопоставим с ведущими европейскими государствами. Если сравнивать с предыдущим чемпионатом в Бразилии, то в 2018 году иностранные болельщики тратили на 40% больше. По данным Visa, туристы только в первые дни Чемпионата Мира потратили более 38 миллионов долларов с помощью безналичных платежей.

Было бы неправильным такой значительный рост списывать только на развитую инфраструктуру системы безналичной оплаты. Отчасти это объясняется неизбежным трендом развития всего финансового мира – ростом безналичных платежей в общей структуре оплат по всему миру.

Аналогичную картину можно увидеть, если сравнить структуру платежей во время проведения Олимпийских игр. Начиная с Олимпиады 2010 года, количество безналичных расчетов увеличивалось на 50 процентов с очередным турниром.

Во многом это объясняется стремительным развитием финансовых технологий. Повсеместно стали применятся гаджеты (кольца, мобильные телефоны, браслеты) бесконтактной оплаты. Также широкое распространение получили предложенияфинтех-компаний по конвертации валют без спреда или переводы с помощью криптоплатежей.

Возможность безналичной оплаты способствует росту продаж бизнеса, увеличению выручки, а, значит, и росту прибыли. Особенно велико влияние безналичных платежей на выручку таких традиционно «сервисных» отраслей, в которых должно быть сделано все для удобства клиента, как ретейл, общепит, туризм.

Рост прибыли частного сектора, безусловно, огромный плюс для экономики в целом, но это не касается прямой окупаемости Чемпионата. Все же большую часть затрат на организацию и проведение футбольного турнира понес государственный бюджет. В России есть определенная особенность, закрепленная на законодательном уровне. Не так давно предприятия торговли законодатель обязал передавать информацию обо всех платежах путем использования онлайн-касс или облачной фиксации.

Вместе с тем накануне июня 2018 года был отмечен резкий рост продаж оборудования для передачи чеков в автоматическом режиме в фискальные органы. Связан ли скачок продаж с периодом проведения футбольного турнира, пока сложно достоверно сказать.

Однозначно понятно то, что торговым точкам по всей стране (а в городах, где проходили матчи, особенно) стало крайне сложно прятать от налоговой транзакции. Не трудно догадаться, что всплеск трат, связанный с приездом туристов, не пройдет мимо налоговых органов и попадет в налоговую базу.

Продавцы каких товаров заработали больше всего?

Больше всего иностранные болельщики тратили на жилье, одежду и заведения общепита. Кафе, рестораны и магазины одежды привлекают иностранцев невысокими ценами в относительном измерении. Если пересчитать средний ценник в российских заведениях на доллары, евро или фунты и сравнить с другими странами, то Россия займет выгодное положение. По данным исследований, в России только чашка кофе была дороже, чем в Бразилии и Франции, которые принимали предыдущие чемпионаты. Да и то разница небольшая – от 10 до 40 центов. Другие популярные в период мирового футбольного первенства товары – алкоголь, кола и фастфуд – стоили в 2-3 раза меньше.

Чаще всего болельщики покупали легкий алкоголь и закуски. Наглядно это демонстрируют две цифры, которые приводят аналитики «Сбербанка»:

1) В центре столицы объем трат с использованием карт вырос в 3,5 раза;

2) Выручка компаний увеличилась в 3-4 раза;

Кроме того, популярность среди болельщиков получили товары с маркировкой «tax free». Объем продаж товаров этой категории также вырос в 2-3 раза. Соответственно, наибольшую выгоду от проведения чемпионата мира по футболу получили производители и дистрибьюторы названных товаров.

Другой очевидный выгодоприобретатель мирового первенства – отрасль транспортных услуг. Иностранные болельщики особенно часто пользовались услугами такси. К слову, в России заказать такси дешевле, чем в большинстве остальных стран Европы.

Но это только вершина, большая часть айсберга финансовых потоков начала течь задолго до Чемпионата. Организация и проведение такого масштабного спортивного первенства требуют слаженной работы огромной системы. Необходимо подготовить инфраструктуру крупнейших городов к резкому росту нагрузки в течение месяца. Это касается логистики, складского хозяйства, финансовой инфрастуктуры, организации безопасности. Одновременный приезд даже в крупный город нескольких сотен тысяч человек оказывает огромное влияние на повседневный уклад. Чтобы на полках магазинов постоянно присутствовали необходимые товары, бизнес заранее должен был увеличить закупку и штат персонала. Чтобы в банкоматах всегда присутствовала наличность, банки должны были заранее подготовиться к этому. Чтобы избавить город отпробок, необходимо заранее продумать план строительства спортивных объектов с учетом пассажиропотоков.

Это задолго до приезда туристов в страну создавало дополнительный спрос, а, значит, и происходило увеличение налоговой базы, сбор налогов.

FIFA зарабатывает, государство теряет.

Уже стало правилом ситуация, когда масштабные спортивные мероприятия не окупаются. Налогоплательщики не возвращают вложенные в организацию Чемпионата Мира деньги. Отдельные предприятия зарабатывают, но государство в целом теряет. Так было в Южноафриканской Республике и Бразилии. Исключением стал турнир в Германии. Немцы сумели окупить инвестиции за 5 лет, что стало безусловным рекордом.

Можно выделить две главные причины такого положения:

1. Огромные инфраструктурные вложения в строительство и модернизацию спортивных объектов, которые берет на себя страна-хозяйка;

Россия потратила на организацию, подготовку и проведение Чемпионата Мира по разным оценкам от 10 до 15 миллиардов долларов. На первый взгляд это может показаться огромной и неразумной тратой. Но фокус кроется в том, что большая часть расходов на возведение спортивных объектов и модернизацию инфраструктуры, была уже заложена в бюджет будущих лет. Финансовые средства были бы выделены независимо от Чемпионат Мира, просто турнир ускорил финансирование.

Самые оптимистичные исследователи оценивают вклад Чемпионата в развитие российской экономики на уровне 1-1,5% ВВП. Прямые выплаты от FIFA в пользу бюджета России составят 0,6-0,7 миллиарда долларов. Остальное придется вернуть за счет эксплуатации построенной инфраструктуры и туризма.

2. Концентрация в руках чиновников FIFA выручки от прав на телевизионные трансляции и продажи билетов на матчи;

В структуре доходов FIFA 82% приходится на продажу прав на трансляцию матчей, а 8% поступлений приходится на продажу билетов. Так, за период с 2015 по 2018 годы FIFA заработала более 6 миллиардов долларов США.

Чемпионат Мира по футболу, если считать только текущие финансовые потоки, кажется однозначно убыточным и нерентабельным мероприятием для налогоплательщиков и бюджета.

Однако если смотреть шире, то картина меняется. Не маловажное значение имеют косвенные эффекты. Например, бренд «Россия» стал более популярным у иностранных туристов. Особую актуальность проведение мирового первенства по футболу, к которому традиционно в ежедневном режиме приковано пристальное внимание 2-3 миллиардов человек по всему миру, имеет в условиях усложнившихся политических отношений России с миром и ведущейся информационной войны.

Миллионы туристов смогли на собственном опыте убедиться, что Россия далеко не то государство, которое рисуют западные средства массовой информации. Нужно отметить, что правительственные чиновники ответственно подошли к вопросу организации комфортного пребывания иностранных болельщиков в стране.

Чего только стоит принудительно-добровольная просьба силовиков (получившим полный карт-бланш от высшего руководства страны в вопросах безопасности) к так называемым «ворам в законе» умерить уличную преступность в период проведения футбольного праздника.

Возможно, это в каком-то смысле попытка создания обманчивого впечатления. Но, к слову, именно личная безопасность для туристов стоит на первом месте при выборе места путешествия. В Бразилии с этим возникали проблемы: на улицах случались случаи воровства кошельков, имущества и даже разбойные нападения на туристов. В результате за страной закрепился имидж небезопасной. Ожидается, что впечатления туристов от России оказались выше ожидаемых. А, значит, можно ожидать увеличение количества туристов из-за рубежа в будущем.

Материал подготовлен командой Winance.

Присоединяйтесь и побеждайте вместе с нами!