2,2K подписчиков

Прелестный дзен-идиотизм: Musekinin Kanchou Tylor


無責任艦長タイラー
無責任艦長タイラー

Жанр: sci-fi, комедия, милитаризм, космонавтика, пародия
Выходил: январь ― июль 1993, октябрь – ноябрь 1994
Английское название: «Irresponsible Capitan Tylor»
Русское название: «Безответственный капитан Тайлер»
26 серий, 2 серии ОАВ
Оценка: 8 из 10

Просветление – это всего лишь доведение чего-нибудь до абсолюта. Хотя бы и идиотизма.

Что такое армия? Армия – это практически воплощённый рай. Бесплатная кормёжка, койка, одежда… и ещё денежное довольствие. Плюс к тому же в современной армии ещё и женщины встречаются. Поэтому для молодого, безалаберного и безработного Джастина Йеки Тайлера (19 лет) – записаться в Космические Силы Объединённых Планет – дело абсолютно логичное. Впрочем, похоже, это единственное логичное дело всей его жизни. Впрочем, как я уже сказала в эпиграфе – сатори он достигает совершенно другим образом.

С идеей посмотреть этот сериал у меня всё было не просто. С одной стороны – мне его активно рекомендовали буквально все, кто смотрят космическую фантастику плюс-минус давних времён. Что ни говори, но этот сериал – действительно классика. С другой – я как раз комедию не очень, а тут она в сущности лейтмотив. С третьей – коль скоро я подсела на «Кораблики», то и тема кораблевождения (пусть и в космосе) для меня стала более актуальна. В общем, прикинув все «за» и «против» я таки решила ознакомиться. Решение было верным.

Итак, что же мы имеем в результате? А имеем мы весьма оригинальный и бесспорно талантливый сериал. В котором всё так интересно получилось, что в нём с моей точки зрения, ну, вот для меня как меня самой – целая куча «минусов», отрицательных черт. Каковая куча в любой относительно нормальной ситуации станет приговором «не смотрела и не собираюсь». Однако здесь всё очень хитро. Потому что ни один из этих минусов не имеет своего большого «но», которое его в одних случаях нивелирует, а в других – вообще обращает чуть ли не в «плюс». Судите сами:

Рисовка здесь довольно архаичная для меня. Но уже приемлемая. Космические баталии весьма условны и фантастичны. Но построения флотов закономерно для космоса трёхмерны, а близлежащие объекты могут оказывать заметное воздействие на ход боя. И это уже не нивелирование, а типичный плюс.

Едем дальше. Это комедия. Причём в этой комедии содержатся чуть ли не все характерные моменты, за которые я комедии и недолюбливаю. Герой-идиот? В наличии. Озабоченность женским полом и результатный гарем? Распишитесь в получении. Комедийные ситуации класса «но тут внезапно» или «но герой был занят другим делом и не въехал» - да просто миллион. Идиотские омегапафосные козлы – да тоже, не один и не двое. И так далее, и тому подобное.

Но оказывается, что всё это «так, да не так». Просто по пунктам: герой-то у нас идиот. Ну, не олигофрен в стадии дебильности в медицинском смысле. А просто дурак. Но настолько рафинированный, настолько… вот как раз к нему политкорректная формулировка «альтернативно одарённый» подходит на 200%. Он настолько дурак, настолько живёт в рамках собственных понятий и устремлений, кардинально расходящихся с уставами, законами, традициями и common sense окружающих, что это реально какое-то просветление. Его поведение, решения – приводят к совершенно неожиданным, но интересным и что самое главное – добрым результатом. Ну, вот реально, образец незамутнённой доброты, причём не замутнённой даже альтруизмом или эгоизмом.

Таким образом выходим на тему гарема. Да, если напротяжении сериала у нас такие мысли появляются, то в серии «Спящий красавец» даже для самого тупого зрителя становится понятно, что сознание нашего главного героя вообще принципиально работает от реперной точки «существо женского пола». Но вот ведь какая штука: эта незамутнённая доброта любит всех. Да, очень даже не против всяческого эччи. Но исключительно и безальтернативно так, чтобы женщина была не обижена. К слову сказать – обиды женщинам Тайлер наносит неоднократно, но опять же настолько по идиотизму или занятости предотвращением более серьёзной обиды – что шипеть на него тут невозможно практически всегда. И что ещё очень интересно: при таком раскладе можно ожидать даже не пол-тонны, а тонны три эччи. Но как интересно! А эччи-то у нас присутствует буквально в двух моментах: кратеньком панцушоте у Императрицы и эччийной видеозаписи, которой на экране как таковой вообще не возникает. Да, вокруг неё большой сюжет, но буквально – ни кадра. И это при том, что раалгонские девушки одеваются довольно откровенно. Тем не менее – краснеть от смущения в этом сериале мне не приходилось, хотя по идее простора для манёвра и ожидания огромны.

Продолжаем дальше. Фактически, про внезапности я уже сказала. То же самое, когда к нашему Тайлеру приходит девушка признаваться – он не понимает, что происходит не только потому, что идиот, но и занят выключением видика, в котором эта эччи-кассета не просто не должна быть увидена девушкой, но ещё и перезаписывается… за что владелец гражданина Тайлера по головке не погладит. Это то самое сатори. Когда уровень дурдома и даже идиотизма настолько зашкаливает (при этом не обижая других чувств), что воспринимается как где-то даже благо. По крайней мере – с благосклонностью.

Или вот про пафосных идиотов. А вот и они не настолько просты. И один адмиральчик оказывается той ещё крысой, но весьма умной. А другой пафосный адмирал вдруг выдаёт неожиданную (как минимум – от него) концепцию о том, что мятежники и долбанавты хотя и вредны в целом, но в малом количестве просто необходимы для того, чтобы ноги колосса не превратились в глину. В русской культуре есть давняя традиция: все люди должны быть нормальными, внятными офицерами, служащими, рабочими… Но если не будет и некоторого количества юродивых – пиши пропало. Социальная система рискует «проспать» угрозу, которую «нормальный» человек просто не увидит. В силу именно своей нормальности, однозначности взгляда на вещи и «наезженного пути» хода мысли. При этом, кстати, всё очень правильно говорится: тут нет никакого превозношения юродивых. Нет и отрицания их. Есть именно правильное понимание: система, общество – живут на законах и договорённостях, выстраданных иногда и кровью. Особенно если про Уставы мы говорим. Но чтобы система, общество не закоснело и не обрушилось – нужно и малое (именно малое) количество личностей, у которых глаза и мозги устроены ну вот просто тотально «не так». Если они станут большинством – ситуация не изменится. Лежавшая «орлом» вверх монетка будет лежать «решкой» вверх. Но проблема в том, что она всё равно будет именно что лежать.

И снова – тут у нас получается закономерный переход с философских горних высей (да-да, которые в сущности и ни разу не ожидались тут) на персоналии. И тут – снова море разливанное совершенно разных, что как раз оиждаемо, но и по-разному воспринимаемых, и не всегда однозначных персонажей.

А тут всё снова кажется просто, но оказывается сложно. Потому что даже на первый взгляд простые персонажи оказываются сложнее и даже интереснее. Старлей Ямомото. Он службист, карьерист и Скалозуб? Ох, у него всё тоже не так всё просто, и я лично кое-какие вещи за ним заметила чуть ни с первых секунд его в поле зрения. Не так всё просто, и есть в нём обаяние и достойные уважения черты. Про Юрико-сан – вообще промолчу, тут оно более ожидаемо: она и более «разноцветна», и у женщин внутренний мир побогаче. Но, например, выглядящие совершенно картонными близняшки Ами и Эми? Ну вот как так получается, что они из фансервисно-комедийных персонажек превращаются чуть ли не в первые глаза, которыми я сериал смотрю?! Про… Про… Про… Как ни удивительно, но здесь с персонажами получилось с одной стороны предсказуемо, но с другой стороны – тоже совершенно неожиданно.

Но этот кусочек я приберегу «на потом». Потому что забыла сказать ещё очень важный момент. Даже два. Во-первых, хотя косвенно это было уже сказано неоднократно – надо чётко обозначить: что между людьми, что между государствами тут взаимоотношения очень сложные и динамичные. Да-да, даже раалгонская четвёрка (Императрица, Дом, Шиа Хас и адмирал Лонавер) – очень разнообразны, и делают такие вещи, которые меняют к ним отношения, временами совершенно неожиданно, и… они обаятельные. Даже когда тебе не показывают какого-то кусочка, который на самом деле может вообще поставить ситуацию с ног на голову, а восприятие человека раскрасить неожиданными красками – они обаятельны всегда. Вплоть до того, что когда адмирал Дом делал некоторые свои заявления, я округляла глаза и думала: «О, нет. Ради сценарной интриги несколько слов было вырезано. Не такой он, да и ситуация не такова. Здесь явно всё иначе. А они – лучше».

А с «лучше» - тут есть и ещё одна неожиданность. Харуми-сан. То есть вполне понятно, что она была практически обречена быть моей второй парой глаз в этом сериале. Ну, третьей, близняшек всё же двое. Из враждебного государства, андроид, с проблемами понимания стандартных человеческих эмоций, но одновременно преданная и добрая к тем, кому предана? Ну у кого какие сомнения?.. Но и тут сериал вроде бы взрывает мозг, а вроде бы и наоборот – ничего другого не ожидаешь. Какая разница, что ты механический человек, много чего не понимаешь, сделана хрен знает где и вообще вражеский шпион? Ты тёплая, добрая и заботливая. Человек, соратница, подруга и женщина. Акваланг не волнует. Вот лёгкий и дурной сериал вроде бы. Но не настолько. Оказывается, и в комедию про лицом в торт можно вложить – и реально красиво и логично вложить! Что самое главное – это душа. Кто ты внутри. А снаружи – так если ты шпион, то с твоей помощью можно ещё и несколько других дорогих тебе, но «с другой стороны» спасти, а «своим» - пользы принести. Именно «принести», а не «нанести».

С другим же человеком получилось совсем неожиданно. Это поуэпизодический «Эрик Рыжий» Карл Бьёрн Андерсен. Не замченный ни в каких сложных заумных проблемках (впрочем, как и близняшки). Просто пилот десантного шаттла на эсминце «Соиказе»…

Отступление: опять перевод делали несколько людей. Рудаб от Жени Лурье вдвойне отвратителен тем, что звук в этой дорожке раза в полтора громче, и она «умолчальная». О соседях мне заботиться надо?! А про несколько людей – простой пример. Английское «destroyer» в принципе можно переводить по-разному. Но всё-таки «истребитель» в одной серии, и «эсминец» в другой (и ещё два варианта) – это где-то уже черезчур. Можно бы и договориться. В переводчицких конторах, например, делают таблички со специфическими для переводимого текста терминами. Но тут всё ещё хуже. Дело в том, что это – анимэ. То есть нихонская продукция. Причём сильно завязанная на военный флот. И здесь вылезает маленькая глобальная проблема. Во всех флотах всех стран (отнюдь не только нихонском) существует традиция именования кораблей в зависимости от класса. Вы никогда не увидите эсминца «Елизавета IV» во флоте Её Величества. Или линкора «Сильный» во ВМФ РФ. И в нихонской традиции какой-то-там-ветер (…-казе) – это корабль класса «эсминец» и только так. «Хрен» и «палка» в русском языке связаны через одну синонимичную концепцию. Но от этого палка не становится вкусной и приятной.

Да, надо брать себя в руки, сама же понимаю, что пытаюсь уйти от признания. Андерсен. Вот это был полный взрыв мозга. Я очень боюсь «идеальных принцев», потому что за их идеальностью прячется такой ужас, что извините. Я так же не люблю здоровенных мужчин, делающих упор на тип «мачо». Типа умище ценю, деликатность… Этот гад меня выбил вообще. В том числе – из панцев. И только через часы после просмотра я поняла, что он не просто варвар, не просто красивый мужик в каждом движении, даже не просто один из немногих мужчин сериала, которые одеваются не в мундир, но стильно на мой взгляд. Он на самом деле добрый и сильный. Настоящий мужчина.

Такая вот комедия. Кто смотрел, а кто посмотрит – напомните: хоть где-то второго дна там было?