Найти тему
Галина Альтман

#музыкапорасписанию или как я дошла до жизни такой. Мой длинный путь- от мечты быть музыкантом и педагога до...

Музыкой я болела с детства. В прямом смысле слова.

В два года любимая игрушка, с которой я сплю - ярко-зелёное игрушечное фортепиано. Я отличаю Моцарта от Бетховена и воображаю себя в платьях на сцене.

Это в два. В четыре я "подготовишка",  выступаю с сестрой на концертах и кайфую от смешения клавиш, сцены и красивого платья. На концертах в Консерватории я танцую между рядами (это сейчас бабушки-надзирательницы запрещают там даже громко вздыхать).

В шесть я наконец-то начинаю полномасштабную учебу - и день, когда я пошла учиться в музыкальную школу, до сих пор один из самых счастливых в моей жизни.

Сладкие дни учёбы и выступлений параллельно с нашей отсталой общеобразовательной школой измотали меня и семью настолько, что мама перевела меня на семейное образование.

Всем и так ясно было, что я профессию и свою любовь по жизни выбрала и буду двигаться к ней, желательно не через ужасное отношение учителей в общеобразовательной школе. Нужно было посвящать всё своё время  подготовке к поступлению.

Я обожала свою первую учительницу! По фортепиано, конечно... Буквально - обожала, относилась как к божеству. С четырёх лет - моего первого урока в музыкальной школе. За её настоящий фанатизм к музыке и фортепиано, который мне, видимо, очень отзывался. 10 лет вместе. Каждый день! И вместе с музыкой. Я училась как сумасшедшая, делала все задания - и гораздо больше, учила наизусть тонны нотных текстов (у нас в музыкальных школах запрещено на концертах играть по нотам - а вот за границей нет), и играла, играла, играла... Конечно, я была одной из лучших в классе - фактически, нас было всего двое. Кроме любви к музыке и фоно я очень любила соревноваться и побеждать. Да и сейчас, не скрою - люблю.

Конечно, я получала профессиональное музыкальное образование. И конечно, моя педагог, как все педагоги юных дарований, обещала 'передать меня с рук на руки' дальше - в колледж и институт. Или в Консерваторию. И вот через "10 лет", перед самыми выпускными экзаменами, я узнаю, что с мальчиком - вторым отличником из нашего выпускного класса - она уже прошла всех возможных 'крутых' педагогов, а мне отвечает - подожди, я ищу тебе подходящего. Ладно... Божеству ведь веришь!

Наступает время отчётного концерта выпускников. До этого я уже вполне освоила сцену, хотя это до сих пор не самое моё комфортное и любимое состояние - выступать - и даже отыграла сольный концерт, что за всю историю школы случалось только 2 раза. Конечно, на концерте играют лучшие - и я усиленно готовлюсь! Если бы можно было не спать и играть ночами - играла бы и ночами. В этой школе учились поколения нашей семьи, в том числе моя сестра, которая совершенно 'не про фортепиано'. И вдруг за неделю до концерта моя богиня говорит мне, что я - не играю.  - ...??? - Ну, что-то там, типа один  ученик от класса ... И это опять мальчик! 

Сказать, что у меня был шок - не сказать ничего. И на отчётном концерте каждый, буквально каждый подходил ко мне и спрашивал - 'Как, ты не играешь? Почему?' 

Опять ладно... Ну, мало ли - кто разберётся в интригах комка педагогинь? На носу ведь поступление в колледж, что там отчётный концерт. Переживу! Проходит неделя, другая... Мы не ходим к педагогам на прослушивания, не происходит НИЧЕГО. Какие-то невнятные разговоры, и всё. Наконец, моя мама идёт к директору со всеми этими вопросами - почему, когда, что делать? Все на нервах, ребёнок в шоке, поступление близится...

В результате мы остаёмся одни и сами начинаем галопом обегать все музыкальные колледжи и всех педагогов - к кому идти готовиться, ведь надо ещё 'отобраться', а конкуренция очень жёсткая! Фух, выходим наконец на одну из светил в нашей области, и она меня смотрит - и берет! И тут в процессе работы выясняется... Что у меня совершенно неправильно поставлена рука - 'невозможно так играть, хоть ломай и расти заново!' Что моих навыков по сольфеджио не хватает. Что не так что-то ещё... А вчера к ней приходила моя учительница и просила за 'мальчика, своего ученика - ничего, интересный' - так что скорее всего возьмут его. И тут мой мир чуть не рухнул - в буквальном смысле слова! По словам мамы (сама не помню), рыдала я три дня подряд.

Уже позже нам объяснили то, что я и так много раз видела своими глазами: 'мальчик в конкурсе - ты вылетаешь'.

Конечно, я получила своё высшее профессиональное образование. И с удовольствием работаю и учусь дальше... Спасибо моей семье! Но, друзья мои, не знаю как музыка, а мы с вами чуть не потеряли друг друга - могли бы никогда не встретиться! Так что давайте ценить и уважать друг друга и наших близких. Любить... Безусловно любить детей - и быть благодарными родителям.

Еще один неожиданный, но ужасный минус в моей учёбе всплыл, когда я пошла поступать. Оказалось, что знаний сольфеджио у меня ровно на первый класс, а играю я - так и вовсе неправильно, и даже вредно... И ещё год усиленных занятий - с частными педагогами! А от педагога из Гнесинки приходилось бегать к другому - за реальными навыками, потому что "крутые" - не учат, а "сопровождают".

Самое интересное ждало впереди. Моя работа в музыкальной школе - сразу после колледжа и параллельно с учёбой в институте. Мечтая с детства не только играть, но и преподавать, я окунулась в прекрасно-непрекрасное место. Прекрасное, потому что, безусловно, мне встретились прекрасные люди.

А непрекрасное потому, что меня окружили люди, которые совершенно не любят ни свою профессию, ни детей. Которые совершенно не готовы развиваться, жить и тем более преподавать.

Сколько я слышала обзывательств в сторону детей! Сколько видела реального ментального, а то и физического насилия... Не счесть. Уже и в мою привычную картину мира стало входить убеждение, что нормально и правильно относиться к ребёнку как к играющей кукле без своих собственных эмоций и чувств, изо дня в день давая одни и те же произведения. Не интересные и желанные, а "для концерта".

Про сольфеджио отдельная песня. Почему то, что можно освоить за три месяца максимум, люди (в основном учителя) мучают годами и всячески принуждают участвовать в этом цирке? 

Мой опыт - просто опыт. Испытав всё это,  я сама стала умнее и гуманнее. Открыла свою школу, где каждый человек может научиться музыке и игре не за 7 лет, а за 10 уроков -  по любому предмету и инструменту. И стала помогать людям с травмами после музыкальных школ не бояться играть, а всем остальным - учиться легко и с желанием, а играть с удовольствием и всю жизнь!