2,4K подписчиков

"Офелия" Джона Милле, расскладываем по полочкам

2,2K прочитали

 На дно опустилась реки.    В. Брюсов   В 1894 году галерея Тейт получила в свою коллекцию картину, написанную одним из основателей Братства прерафаэлитов Джоном Эвереттом Милле.
Офелия гибла и пела,
И пела, сплетая венки,
С цветами, венками и песнью
На дно опустилась реки.
В. Брюсов

В 1894 году галерея Тейт получила в свою коллекцию картину, написанную одним из основателей Братства прерафаэлитов Джоном Эвереттом Милле. На полотне под названием "Офелия" изображена покончившая жизнь самоубийством героиня шекспировского "Гамлета".

Хотя "Офелия" - это ранняя прерафаэлитская работа - работа, которая противостояла прославленному художнику эпохи Возрождения Рафаэлю - она ​​имеет все черты присущие творчеству Братства прерафаэлитов: высокая детализация, особое внимание к природе, обильный цвет и сложная композиция. Шекспир был очень популярен в викторианскую эпоху, и драматическая смерть Офелии, часто становилась предметом произведений искусства в это время. Прерафаэлиты не уклонялись от сцен, которые были эмоционально или морально сложными, и часто останавливали выбор сюжета на теме смерти. В одной только коллекции галереи Тейт кроме "Офелии" имеются прерафаэлитские "Смерть Чаттертона" Генри Уоллиса и "Леди Шалотта" Джона Уильяма Уотерхауса.

Рисунок 1. Джон Эверетт Милле. Офелия, 1852
Рисунок 1. Джон Эверетт Милле. Офелия, 1852

Сегодня "Офелия" выставлена в Зале 1840 в Тейт и привлекает большое внимание посетителей. Кажется, что тело девушки подвешено в воде, почти полностью погруженное в нее, и только ее лицо, грудь, руки и несколько складок платья ломают поверхность воды. Офелия плывет по течению полностью покорная своей судьбе.

Рисунок 2. Генри  Уоллис. Смерть Чаттертона, 1856
Рисунок 2. Генри Уоллис. Смерть Чаттертона, 1856

Недавно угасшая жизнь Офелии контрастирует с пышностью, которая ее окружает. Хотя множество цветов может показаться присутствующим только для того, чтобы добавить в сцену яркие оттенки, на самом деле Милле привнес в работу некий символизм, целенаправленно подбирая цветы, он написал их особенно тщательно, добиваясь ботанической правильности. Розы связаны с прозвищем Офелии, данным ей братом, - «Роза мая», а на оставленную любовь, боль и невинность указывают ивы, крапива и маргаритки. Анютины глазки символически похожи, демонстрируя несчастливую любовь, в то время как цепочка фиалок на шее Офелии указывает на верность и целомудрие, а также смерть - значение, утроенное маками и незабудками.

Рисунок 3. Джон Уильям Уотерхаус. Леди из Шалот, 1888
Рисунок 3. Джон Уильям Уотерхаус. Леди из Шалот, 1888

Чтобы идеально изобразить детали, такие как эффект развевающихся длинных волос и платья из серебристо-золотой парчи под водой, Милле нанял девушку по имени Элизабет Сиддал, которая лежа в ванне, наполненной водой позировала для картины в течение четырех месяцев; несмотря на то, что эта затея едва не закончилась для модели весьма трагично (она сильно заболела, лежа в остывшей воде, и чуть не умерла, художнику пришлось оплатить ее лечение) Элизабет и сама увлеклась рисованием.

Рисунок 4. Данте Габриэль Россети.  Элизабет Сиддал за мольбертом, 1542
Рисунок 4. Данте Габриэль Россети. Элизабет Сиддал за мольбертом, 1542

Каким бы прекрасным ни был творческий союз Милле и Сиддал, эта молодая женщина с медными волосами стала особенной музой для Данте Габриэля Россетти и в 1860 году его невестой после нескольких непростых лет, неверности Россетти, его отказов от обещания жениться. Жизни Офелии и Элизабет Сиддал оказались связаны: обе женщины, страдающие от горя и депрессии, покончили самоубийством, неспособные жить после потери любимых. В феврале 1862 года всегда склонная к меланхолии Сиддал приняла большую дозу лаудана и умерла несколько дней спустя.

Рисунок 5.  Данте Габриэль Россети.  Regina Cordium (Королева сердец), 1860
Рисунок 5. Данте Габриэль Россети. Regina Cordium (Королева сердец), 1860

Поэтому "Офелия" Милле, изображающая молодую женщину с пустым лицом, кажется почти предчувствием; когда зритель узнает о том, что случилось с моделью, становится сложно отделить одну девушку от другой.