Речь ребенка - один из факторов развития малыша. Это новый этап его жизни, когда он начинает называть предметы словами, а не указывать на них. Многие родители с нетерпением ждут этого момента, и начинают беспокоиться, если что-то идет не так.
На самом деле, у всех детей все индивидуально. Я сейчас не буду рассказывать прописную истину о том, во сколько должен заговорить ребенок по нормам и т.д., а лишь приведу наблюдения и выводы из собственного опыта.
1. Если ребенок рано пошел, то поздно заговорит, и наоборот.
По моим наблюдениям, обычно так и бывает. Но, как говорится, из всех правил есть исключения.
Поделитесь в комментариях, прослеживали ли вы эту закономерность у своих детей.
А какая связь? Ведь развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики? Ответ лежит на поверхности. Ребенок в своем развитии должен пройти определенные этапы ФИЗИЧЕСКОГО развития - то есть, сначала должен научиться ползать, а потом стоять и ходить. Причем, чем больше ползает ребенок, тем быстрее он заговорит. Оказывается, во время ползания малыш осваивает поверхность пола - шероховатую поверхность паласа, мягкость ковра, гладкость линолеума и ламината. А если еще на полу что-то найдет, то будет внимательно изучать - трогать, разглядывать, кусать, облизывать. Это и есть естественное развитие мелкой моторики, и никакие бизи-борды и прочие развивающие игрушки в возрасте до года не нужны. Таким образом, чем больше ползает ребенок, тем больше времени будет у малыша на тактильное изучение окружающего мира, соответственно, он пойдет позже. И наоборот, чем раньше ребенок становится на ноги, тем меньше он изучает окружающий мир.
Поэтому для развития речи:
1) Выбрасываем ходунки и прочие помогаторы для хотьбы;
2) Кладем малыша ползать на пол, что еще и менее травмоопасно, нежели на диване или кровати;
3) Не помогаем ребенку ни ползти, ни ходить. Природа это сделает за нас;
4) Разговариваем с малышом, поем песни. НЕ СЮСЮКАЙТЕ (ну,если чуток), так как из за наших "кусать" вместо "кушать" и прочих нежностей ребенок может неправильно воспринимать звуки, а потом и произносить. Проговариваем четко слова.
Но: если ребенок сам встал и пошел (такое бывает), не противьтесь и не заставляйте сидеть или ползать. Значит природа вашего ребенка такова.
2. Форма языка ребенка.
Замечали ли вы, что у некоторых детей язык "лопаткой", а у других - "батончиком"? Так вот, язычок "лопаткой" уже относительно готов к произношению слов, и, скорее всего, ребенок скоро заговорит.
Если у малыша язык "батончиком" и звуки, которые он издает, чаще всего грубоватые и как бы грудные, то речевой аппарат еще не готов.
Что делать? Играть!
Вы замечали, что многие дети, когда стараются что-то делать руками, например, завязывать шнурки, высовывают язычок? Это наглядный процесс развития речевого аппарата!
Как уже было сказано выше, развитие мелкой моторики вам в помощь. И вот тут уже (примерно, после 1,5 - 2 лет) пригодятся бизи-борды, как самодельные, так и покупные (цены кусаются, кстати).
Вот примерный список полезных игр для развития речи:
1) Нанизывать бусы разного размера на шнурок;
2)Пытаться завязывать шнурки;
3) Играть с бытовыми вещами под присмотром взрослых (крупные пуговицы, монеты, шпингалеты, ключи и т.д.). Или с бизи-бордом.
4) Застегивать пуговицы;
5) Изображать звуки машин, техники, повторять речь людей.
НО: если ребенок плохо говорит, и вы заинтересованы в речевом развитии, не просите часто его повторять звуки животных, так как они примитивны по произношению: му, гав, мяу и прочее оставьте для имитационных игр.
Список игр можно пополнить самостоятельно, их - множество.
Подводя итог статьи, можно сделать вывод, что развитие речи зависит от уровня сформированности речевого аппарата, который, в свою очередь, зависит от мелкой моторики. Поэтому играйте! Читайте книги! Пойте песни! Ползайте по полу и не бойтесь, что ваш ребенок пойдет поздно! И не забывайте, ваши семьи - не завод по производству клонов, поэтому каждый ребенок - индивидуален.
Полезна ли была статья? Делитесь своим опытом!