Для многих из нас робомобили относятся к разряду фантастики. Пока еще сложно представить себе будущее, в котором по дорогам ездят машины, полностью управляемые электронным мозгом. На самом же деле, такие автомобили уже изобретены, функционируют и развиваются.
Что такое робомобиль?
Робомобилем называют виды транспорта, преимущественно беспилотные, которые ориентированы на использование без участия водителя. К этой же категории допускается относить транспортные средства, которые частично автоматизированы, например, могут двигаться на продолжительных участках трассы без совершения маневров или в составе автомобильной колонны без управления водителя, то есть способны самостоятельно сохранять скорость передвижения и полосу с учетом условий окружающей среды. В подобных автомобилях водитель вмешивается только для съезда с дороги или совершения маневра.
В отдельное направление выделяется общественный робо-транспорт. На самом деле реализовать автоматическое передвижение по заданному, хорошо известному маршруту намного проще, чем научить автопилот управлять автомобилем в любых погодных условиях и на любых дорогах.
Уровни способностей автопилотов
Ассоциация автомобильных инженеров разработало 6 уровней (от 0 до 5) по которым можно классифицировать способности самостоятельной работы автопилота. Так, нулевой представлен обычными машинами, которые, однако, могут содержать небольшой намек на роботизацию в перспективе, например, в виде "умной" системы, которая может сообщать водителю об изменениях обстановки на дороге.
Пятый, самый «продвинутый» уровень – это робомобили, в которых достаточно лишь выбрать конечный пункт назначения. Однако для того, чтобы современные автомобили были способны к такой самостоятельности, необходимо провести серьезную работу. В первую очередь, необходимо разработать и оснастить транспортные средства системой, которая будет корректировать движение машины в нестандартных дорожных (обледенение, водная пленка) и метеорологических условиях (запыленность окружающего воздуха, туман, дождь, снег).
На сегодняшний день, такой «умной» системы не существует. Поэтому, по умолчанию, самые продвинутые робомобили, тестирование которых проводится на специальных полигонах, относятся к четвертому уровню по классификации SAE. 4-й Уровень подразумевает, что пассажир-водитель робомобиля берет управление в свои руки, если видит неподходящие для корректной работы автопилота погодные условия. При этом автопилот должен передать управление водителю, либо остановить машину. И то и другое чревато возникновением аварийной ситуации.
Погодный сервис для умных автомобилей
Дабы свести к минимуму вероятность аварии в момент передачи руля человеку, один из крупнейших производителей сервисов, узлов и устройств для автомашин R. Bosch GmbH в тандеме с частной фирмой Foreca из Финляндии, которая занимается прогнозированием в режиме реального времени погодных условий, начали разработку метеорологического облачного приложения. Предполагается, что данный сервис будет транслировать актуальную метеоинформацию на бортовые системы автопилотов.
Планируется, что данная услуга будет оказываться на начальном этапе, после, по мере роста числа на дорогах автомобилей, имеющих доступ к интернету, их датчики мониторинга станут передавать в «облако» сведения о температуре дороги, ее обледенении или намокании, о режиме работы очистителей лобового стекла, о температуре окружающего воздуха. Эти данные дадут возможность автопилоту заранее передавать управление водителю или перестраивать свои нормы вождения. Специалисты из R. Bosch GmbH подсчитали, что для постоянной поддержки карты состояния дорог и погодных условий на европейских трассах, потребуется сбор информации от 20 миллионов машин.