МАЛАЙЗИЯ, КУАЛА-ЛУМПУР
Претендуя на звание самого высокого сооружения XX столетия, Башни Петронас в Куала-Лумпур в Малайзии входят в число архитектурных чудес современности. Спроектированные американским архитектором Сезаром Пелли, который также является автором башни Уан-Канада-сквер в Лондоне, более известной как Канэри-Уорф-тауэр, и Международного финансового центра в Нью-Йорке, эти башни-близнецы имеют высоту 452 м.
История их быстрого проектирования и стремительного строительства обнажает неистовое желание Востока внести весомый вклад в историю современной архитектуры. Однако, результатом этого желания стало отнюдь не нечто неприятное, как можно было бы подумать. Башни Петронас – это современный памятник, демонстрирующий способность человека возводить одновременно большие и красивые сооружения.
Пелли получил заказ на проектирование башен, выиграв в 1991 г. конкурс, в котором принимали участие он и другие известные архитекторы небоскребов. Заказчик – корпорация Куала-Лумпур Сити-сентер Берхад, которая включает в себя корпорацию Петронас, - выдвинут требование, чтобы проект «соответствовал малазийским и мировым стандартам» и чтобы «малазийцы могли им гордится». В ответ Пелли спроектировал две стройные 88-этажные башни, снабдив каждую 44-этажной пристройкой. Окружность башен постепенно уменьшается, создавая впечатление двух изящных зданий, спиралью поднимающихся к небу, а если смотреть на башни сверху, видно, что их планы основаны на исламской восьмиконечной звезде – двух наложенных друг на друга квадратах, символизирующих связь неба и земли.
Подчеркивая малазийскую сущность своей постройки, Пелли в украшении интерьера башен обратился к местным материалам и художественным традициям. Однако основной выигрышной деталью его проекта стал, наверное, «Небесный мост», соединяющий оба здания. Этот мост служит для связи башен при эвакуации и ежедневно обеспечивает проход к общественным помещениям, например, к столовой и молитвенной комнате. Однако, согласно восточной философии, замкнутое пространство между мостом и двумя башнями может быть трактовано как духовный портал или открытая дверь в бесконечность или в будущее.
Каждая из башен имеет 88 этажей плюс дополнительное навершие, обеспечивающее постепенное сужение зданий кверху и переход к шпилю, который достигает высоты 452 м. Сначала никто не планировал превзойти чикагский Сирс-Тауэр – на тот момент самое высокое здание в мире (442 м). Оригинальный проект был на 15 м ниже башни в Чикаго, насчитывая 427 м. Проект уже хорошо и в деталях проработали, когда была осознанна возможность возвести самое высокое здание в мире.
Пелли перепроектировал здание, увеличив высоту навершия и шпиля. После проверки устойчивости нового проекта в аэродинамическом тоннеле он объявил, что теперь можно претендовать на строительство самого высокого в мире здания. Когда Пелли закончил свой проект, команда по его реализации провела восемь месяцев за проработкой деталей, предусмотрев все, вплоть до расположения подъемных кранов на строительной площадке.
Строительство этого гигантского сооружения началось в 1993 г. Опирающиеся на подпочвенный слой башни закреплены в земле при помощи настоящего леса длинных бетонных висячих свай, которые уходят под землю на глубину около 120 м. Посредством сцепления грунта с вкопанными в него сваями последние переносят вез башен на землю. Сваи венчает огромная железобетонная подушка фундамента, на котором и построены башни.
Сами башни также во многом бетонные. В каждой около 80.000 кум. м бетона. Конструкция со стенами с сердечником из высокопрочного железобетона и такими же опорами была выбрана потому, что в Малайзии местным подрядчикам было привычнее работать с бетоном, чем со сталью. Башни удерживают бетонные ядра, имеющие в сечении 23х23 м, и внешнее кольцо широко поставленных опор. Это обеспечивает стройный силуэт зданий и 1.300 – 2.000 кв. м свободного от опор пространства на каждом этаже. Всего башни насчитывают 74.322 кв. м офисных площадей. Бетон также обеспечивает лучшую устойчивость сооружения, демпфируя колебания башен на ветру и минимизируя вибрацию.
Гонка подрядчиков
Строительство шло быстро и решительно, две башни буквально росли на глазах. Причем это было почти что соревнование, так как строительством каждой из башен занималась отдельная компания, которая хотела опередить другую В конечном счете представители Самсунг Инжиниринг энд Констракшен, строители второй башни, выиграли гонку, хотя и начали строительство своей башни месяцем позже.
«Небесный мост»
На уровне сорок первого и сорок второго этажей башен близнецов находится «Небесный мост». Это 750-тонный переход длиной 58 м был добавлен к сооружению, когда башни уже были спроектированы. Некоторые думают, что мост добавлен для устойчивости, но в действительности не все так просто. В его решении необходимо было учесть характерное движение каждой башни: мост должен был приобрести возможность изгибаться между ними.
«Небесный мост» был построен на земле и поднят на высоту 170 м при помощи подъемных кранов. После того как он занял необходимое положение, опоры, которые были установлены на башнях, соединили под мостом. «Небесный мост» не был предусмотрен техническим заданием, но по мере развития проекта он стал играть существенную роль в функциональном обеспечении башен из=за его интеграции в планы пожарной эвакуации. В основе конструкции моста – перевернутая v-образная трехшарнирная арка, которая поддерживает переход в центре. Эта арка принимает на себя все движения башен, оставаясь равноудаленной от обеих.
Хотя строительство закончилось в 1996 г., башни не были официально открыты до августа 1999 г. Теперь в башнях помещаются офисы многих международных компаний, но главным арендатором является корпорация Петронас. Для публики открыто посещение «Небесного моста» - в день для входа сюда предлагается 800 бесплатных билетов.
Стоимость строительства небоскребов
По данным исследовательской компании Simple Analytics, сооружение башен обошлось в 1,8 млрд малазийских ринггитов (1,2 млрд долл. США).
Башни Петронас: интересные факты
1) Достигая в высоту 452 м, Башни Петронас стали на момент завершения своего строительства самыми высокими зданиями в мире. Те не менее Сирс-Тауэр в Чикаго все еще имеет самый высокий используемый этаж, который находится на 61 м выше самого высокого используемого этажа в Башнях Петронас.
2) Башни Петронас имеют 32.000 окон.
3) «Небесный мост» весит 750 тонн и имеет длину 58 м. Он соединяет башни на высоте 170 м над землей.
4) Сооружение башен обошлось в 1,8 млрд малазийских ринггитов (1,2 млрд долл. США).
5) В кульминационный момент строительства на строительной площадке осуществлялось одновременно 7.000 действий.
6) Свайный фундамент глубиной 120 м считается самым глубоким среди фундаментов своего типа в мире.
7) Каждая башня содержит 80.000 куб. м бетона, 11.000 тонн стальной арматуры и 7.500 тонн стальных балок и связей.