Найти тему
Gornistfoto...@velo

Велотур Буркан-Туринск. Часть 7. Колыбель мотоциклов "Урал"

Оглавление

Об «Уралах».

Мотоцикл «Урал» в глазах советского человека имел совершенно особое значение. Небогатый селянин редко мог позволить себе автомобиль. Да и за ним нужно было стоять в очереди около года. Купить «Урал» то же было непросто. Приходилось выстаивать такую же очередь.

Мотоцикл "Урал" .Фото из Яндекса.
Мотоцикл "Урал" .Фото из Яндекса.

Тяжелый мотоцикл позволял решать много задач. Во – первых он был более надежен, чем другие отечественные мотоциклы. Во –вторых у него была не цепная, а карданная передача. В – третьих, двигатель был не двух-, а четырехтактным. Что увеличивало мощность, уменьшая при этом расход масла и бензина. Какой же он был могучий! Поворачиваешь ручку газа, и наслаждаешься ревущей и вибрирующей под тобой мощью и силой! На нем возили дрова. Для этого можно было вместо пассажирской люльки установить грузовое корыто. За «Урал» цепляли прицеп с сеном. Однажды, я видел, как Ирбитцем , «Уралом» М-72 тащили гараж! А когда появились мотоциклы «Урал --Турист» с приводом на коляску , за ними вообще началась охота. Мужик рассказывал, как они специально с другом ездили на завод к главному инженеру, привезли в подарок два лётных костюма, чтобы купить желанную модель. В то время простому обывателю были практически недоступны внедорожники «УАЗ». Только – только начала появляться Тольяттинская «Нива». Поэтому многие рыбаки –охотники просто предпочитали проходимый «Урал» легковым автомобилям. Мотоциклы любили и лелеяли. Я помню, что один человек долго искал, нашел, отдал хорошие деньги за никелированный ободок фары только потому, что он был с декоративным небольшим козырьком. Ездил за ним специально в соседний район. А когда начали выпускать пластиковые накладки на ручки, защищающие от ветра, то они даже не доходили до прилавка! Их раскупали «по блату» через работников торговли.

Сперва, пару десятков лет, производили тяговитую модель М-72. Она имела матовую окраску и бардачок прямо сверху бака.

Урал М- 72. Фото из Яндекса
Урал М- 72. Фото из Яндекса

После стали производить более мощную и оборотистую модель М- 36. Мотоцикл стал отполирован и местами хромирован. Кроме «Урала» в Советском Союзе выпускали еще один тяжелый мотоцикл –«Днепр». Его делали на Украине. В силу грубых конструктивных недоработок он был ненадежным и капризным. Мотоцикл недолюбливали. Ну а поскольку технику по регионам тогда распределяли по разнарядке, то «Днепры» преобладали в западной части страны. Приходилось слышать, что там меняли на один «Урал» два «Днепра». Когда мне было лет 16, отец купил с рук «Урал» М-36. Вскоре он немного научил меня ездить. С тех пор я влюбился в этого красавца, наслаждался его мощью и прощал прожорливость и тяжелое управление. А горючего он жрал , как автомобиль – 8 литров на сто километров! Проехав на нем сотню километров, уставал так, будто целый день грузил мешки с картошкой! В сумасшедший юный возраст я несколько раз ночью тайно выкатывал мотоцикл из гаража и катил его заглушенным метров 200, чтоб не услышал батя. Имея опыта езды уже часа три, холодным октябрем однажды я поехал по грунтовке 80 километров к девушке, в которую влюбился прошедшим летом. За поездку у меня отвалилась ручка сцепления, погас почти весь свет, до бесчувствия замерзли ноги и я попался милицейскому рейду. В результате все закончилось хорошо, за исключением разве того, что девушка так и не вышла. Вернулся под утро, провонявший бензином, упал спать до вечера. Мотоцикл я заправил, и отец долго не мог понять, почему сегодня горючего больше, чем вчера! Молодежь, мои ровесники, мечтали о быстрых «Явах» или хотя бы «ИЖах». Я же считал дни и часы, когда смогу снова сесть на своего зеленого друга. Однажды, с дискотеки я привез на нем семерых человек сразу. Мы выглядели как атакующий Т-34 с пехотой на бортах!

После развала страны, Ирбитский завод так целиком и не оправился. Часть его выпускает мотовездеходы, а пару цехов все же делают «Уралы» нескольких модификаций. Но теперь на них установлены импортные тормоза и подвеска. Модели с инжектором стоят от 450 тысяч, это столько же , сколько Лада – Приора. «Урал» потерял свое конкурентное преимущество. Да и народ стал побогаче . Берут автомобили или же дорогие японские или американские мотоциклы. Те же, что сейчас производятся, уходят на экспорт в Америку и Германию. Там существуют целые мотоклубы любителей «Урала». А недавно я услышал, что полный цикл «Урала» запустят в производство в Китае..

Музей мотоциклов.

-3

Он расположился на первом этаже большого пятиэтажного здания –коробки, в котором с ним соседствовали куча фирмочек и конторок. Находится он возле бывших корпусов предприятия. Сам завод после развала страны сильно ужался, был раздроблен на мелкие предприятия – осколки могучего учереждения.

Музей с виду – совсем невзрачен, вход откуда –то сзади, из-за загиба. Однако, когда проходишь в экспозиционный зал, скука рассеивается. Начинают экспозицию несколько брутальных машин военного периода иностранного производства. Это американский «Харлей-Дэвидсон», поставляемый по лендлизу.

-4

У него кожаное седло, место для установки стрелкового оружия возле передней вилки и он окрашен в темное хаки. Потом стоят итальянский мотоцикл,

-5

немецкие «Цюндап»

-6

и «БМВ». И только потом, за поворотом стоит зеленый «Урал» М-72 , тот с которого и начался завод. На нем установлен пулемет Дегтярева, а рядом стоит манекен – солдат в военной форме времен войны.

-7

Рядом расположился мотоцикл «БМВ», нарядный и полированный. С этой модели и был в 1940 году скопирован «Урал».

-8

Он производился по лицензии сначала в Подмосковье, а затем эвакуирован в Ирбит. Цеха , как обычно для войны, начинали выпускать продукцию под открытым небом. А дальше шли разновидности «Уралов» и иностранной мототехники.

-9

Тут и эскортные машины,

-10

и полностью хромированный штучный экземпляр для цирка, заказанный Юрием Никулиным,

-11

и продвинутого дизайна шестидесятых.

-12

Есть с новым дизайном и двигателем повышенной мощности,

-13

Двухколесные модели «Урал-соло» и «Урал-волк» последних годов выпуска.

-14

Стоит юбилейная, 3 000 000 модель .

Красуются машины английского, итальянского и японского производства.

-15
-16

Особую гордость завода представляет серийный «Урал М-36», на котором был установлен безостановочной езды. Мотоцикл прошел 25000 километров.

-17

На ходу экипаж менялся ролями, питался, осуществлял заправку со вспомогательных машин. Не знаю, правда, одним ли экипажем был осуществлен этот проезд или они тоже менялись на ходу. Этот вояж был внесен в книгу рекордов Гиннесса. О нем свидетельствует большая фотоэкспозиция на прилегающей стене, включая сильно увеличенный сертификат самого рекорда. Что и говорить, триумф воли, характеров, инженерной смекалки и могущества советской промышленности!

Завершают экспозицию ряд спортивных «Уралов». Это приземистые машины для кольцевых шоссейных гонок с коляской. А так же брутальные агрегаты для соревнований на грунте.

-18
-19

-20

Высокие стены зала оформлены грамотно и стильно. В начале – фотодокументы открытия завода в Ирбите, затем различные плакаты с историей мирового мотостроения, Завершают экспозицию фотографии достижений, в том числе и спортивных.

-21

-22
-23

Тут же кубки, медали, костюмы и аксессуары мотогонщиков. И прямо перед входом в зал есть небольшая экспозиция старинных клинков и монет.

-24

Окончание следует...

В начало истории