Найти в Дзене
Михаил Коновалов

Раздельный сбор мусора и переработка в России

Оригинальный текст всегда в моём Телеграм канале. Подписывайтесь! Раздельный сбор мусора и переработка в России В последнее время крайне много разговоров о том, как важно сортировать мусор, перерабатывать его во что-то полезное. Недавние скандалы о свалках в России, ролики видеоблоггеров, деятельность Гринпис в России наталкивают некоторую часть аудитории на мысль о необходимости ответственного мусоросбора. И, конечно, ролики эти выполняют свою функцию — люди действительно начинают задумываться о такой важной проблеме. А что дальше? Что всем этим людям делать дальше? Ведь простой мыслью не обойдёшься — сейчас важно действие. Давайте рассмотрим идеальную ситуацию — задумавшийся зритель живёт в крупном городе. Ещё более идеальная ситуация — это ДС или ДС-2. Безусловно, по меркам России, в этих городах сбор мусора налажен более чем: есть и организации, которые сами приедут и заберут мусор, есть и пункты приёма раздельного мусора. И вроде как возможность есть, но не тут-то было. Во-первых,

Оригинальный текст всегда в моём Телеграм канале. Подписывайтесь!

Раздельный сбор мусора и переработка в России

В последнее время крайне много разговоров о том, как важно сортировать мусор, перерабатывать его во что-то полезное. Недавние скандалы о свалках в России, ролики видеоблоггеров, деятельность Гринпис в России наталкивают некоторую часть аудитории на мысль о необходимости ответственного мусоросбора. И, конечно, ролики эти выполняют свою функцию — люди действительно начинают задумываться о такой важной проблеме.

А что дальше?

Что всем этим людям делать дальше? Ведь простой мыслью не обойдёшься — сейчас важно действие. Давайте рассмотрим идеальную ситуацию — задумавшийся зритель живёт в крупном городе. Ещё более идеальная ситуация — это ДС или ДС-2. Безусловно, по меркам России, в этих городах сбор мусора налажен более чем: есть и организации, которые сами приедут и заберут мусор, есть и пункты приёма раздельного мусора. И вроде как возможность есть, но не тут-то было. Во-первых, все эти приёмки зачастую крайне неудобно расположены. Это какие-то дворы, какие-то шлагбаумы, а некоторые (подумать только) работают по определённому расписанию. Не думаю, что стоит упоминать факт огромнейшей разницы между количеством обыкновенных, плебейских мусорок и пунктов раздельного сбора мусора. В итоге необходимо в буквальном смысле либо нести каждую бутылку минут по 15-20, либо складировать и вывозить в определённый день. Вы скажете, мол, что в этом такого, ведь на Западе тоже мусор вывозят не каждый день, мусороприёмники расположены не возле каждого дома. И будете правы. Но как минимум они расположены удобно, не приходится смотреть их местоположение на карте, их так или иначе больше, и зачастую они расположены логично — то есть больше пунктов, принимающих бумагу, стекло и металл, и по убывающей в зависимости от частотности возникновения того или иного вида мусора. В нашей ситуации в радиусе километра или полутора находится один пункт приёма, и зачастую это всяческие опасные отходы. По пути моего следования от метро Петроградская (центр города) на пути протяжённостью 4 км в направлении не менее центральной части встречается один пункт приёма мусора FMCG. Всё остальное — либо коробки для батареек, либо… либо вообще ничего!

Всё вышеописанное создаёт препятствия для желающих перерабатывать мусор. Порог желания и мотивации, необходимых для этого, неимоверно высок. Из той толики людей, кому вообще это важно, 1% (по моим собственным наблюдениям) дойдёт до финальной стадии и начнёт сортировать мусор на постоянной основе.

Это ещё не всё. Во-вторых, у нас не имеется абсолютно никаких мер контроля за дальнейшим путём этого мусора. У нас этим крайне серьёзным и важным вопросом занимаются (не сочтите за оскорбление) шаражкины конторы либо волонтёры, организующиеся в группы ВКонтакте и раз в месяц собирающих мусор, а потом передающих его на попечение мусоросборным компаниям. Что с ним происходит дальше? Кому его передают? Может быть, его вывозят и просто сбрасывают в кучу другого мусора, плюя на нашу сортировку? Наши подозрения в этом может развеять только отчётность самих компаний, которая, конечно же, может быть скомпрометирована. Эта проблема кроется в очевидной детали — у нас нет законов, регулирующих политику сбора и переработки мусора. Эта проблема не волнует наших депутатов, потому и нормы соответствующие не создаются. В итоге получается ситуация, в которой мы просто играем в игру сами с собой, не будучи уверенными в том, что наши партнёры играют по тем же правилам и вообще играют с нами. Институт без законов и норм — не институт.

Это лишь вершина айсберга. Проблемы, которые я затронул выше, характерны для крупных городов-столиц. Но стоит нам нырнуть поглубже, как тут же станет виден весь масштаб проблемы — в других городах, пусть даже ближайших к описываемым, к затронутым выше проблемам накладывается ещё сотня других: пунктов сбора ещё меньше, если вообще есть, компаний ещё меньше, уровень образованности и желания местного населения этим заниматься низок настолько, что побороть его не удаётся даже тем, кто имеет монополию на государственные ресурсы.

В итоге ситуация схожа с той, о которой говорил один известный повар-блогер: «начни с себя и возьми с полки пирожок». Те усилия сотой части желающих помочь природе разбиваются о скалы высокобарьерной среды переработки, отсутствия законодательного поля и безразличия 99,99% населения.

Проблема, как обычно, глобальная, и корень её — в пирамиде Маслоу. Я не крупный блогер и могу откровенно говорить, что подавляющая часть наших соотечественников, включая, возможно, и меня самого, находится не на той стадии развития, на которой спасать ежей и сортировать мусор ещё рано. Запрос на такие услуги со стороны государства и компаний должен идти снизу, причём база должна быть максимально огромной. А её нет. Как её формировать?

Не имею ни малейшего понятия.