Эмиль Джураев – специально для Elgezit.kg
«Мы против разработки урана!» — таков, в одном выражении, смысл всех акций протеста, происходящих в стране. Однако, проблема гораздо более многосложная чем этот лозунг, и данная ситуация выявляет серьезные проблемы власти Кыргызстана по нескольким направлениям. Будет важно и правительству, и тем, кто выступает с протестом, более четко представлять, какие именно проблемы здесь затронуты, с тем, чтобы позже более четко следить насколько полно решаются эти проблемы.
Спустя некоторое время ожидания и вопрошания, почему глава государства отмалчивается по поводу урана, Президент Жээнбеков сказал свое решительное «Баста!», что разработке урана в Кыргызстане не быть. Но тему считать на этом закрытой было бы как минимум безответственно. Нужно рассмотреть и дать себе отчет, из скольких разных проблем состоит вопрос.
- Во-первых, проблема уже в том факте, что правительство Кыргызстана рассматривало добычу урана как приемлемый и легитимный путь экономического развития. При наличии таких проблемных точек, как Майли-Суу и Мин-Куш, с которыми страна не в состоянии справляться сама, решение идти на новое опасное производство в непосредственной близости к озеру и населенным пунктам, говорит о серьезных недостатках в стратегии развития страны. Добывать драгоценное сырье в недрах и продавать его, и тем более отдавать это дело иностранным частным компаниям – возможно, самый легкий и быстрый способ зарабатывания денег. Но он самый опасный и в перспективе нежизнеспособный. Основной посыл протестов направлен именно на эту проблему, однако, он ограничен сейчас лишь требованием отказаться от урана. Правительству Кыргызстана необходимо идти гораздо дальше: стремиться отказаться вовсе от экономики, зависимой от копания недр.
- Во-вторых, тут присутствует еще одна систематическая проблема – привлечение в экономику страны одиозных, аферистских структур. От одного проекта к другому, с завидным постоянством, проявляется собирательный образ Лигласс. Такое явление вряд ли может так часто повторяться без коррупционных интересов местных лиц, принимающих решения. Иначе, нужно иметь крайнюю степень наивности и безграмотности, чтобы верить доселе никому неизвестной и ничего не сделавшей компании, что она, мол, использует самые передовые и безопасные технологии. К этой части проблемы гражданские протесты пока мало обращаются. Вообще, если правительство хоть мало-мальски честно в намерении привлекать серьезных инвесторов, а не аферистов, то уже пора было бы создать какой-то действенный механизм проверки на стадии приема тендерных заявок, некую систему четких и объективных критериев. Инвест-привлекательность Кыргызстана, для уважающих себя инвесторов, портят не столько протесты наших граждан, сколько нездоровая любовь к нам всяких аферистов и зазывающие их корупционеры в госведомствах.
- Третьей проблемой, присутствующей в урановом вопросе, в связке с пунктами выше, нужно выделить вопрос преемственности и ответственности государственных органов. В данном случае с ураном, вопросов целая куча: кто выдавал какие лицензии, кто решил вообще разрабатывать уран, кто брал ответственность за последствия такого производства, кто был ответственен за работу с соискателями и инвесторами, и кто и как будет отвечать теперь, когда – будем считать – решено не производить уран. Горько и смешно слышать, например, когда ответственный чиновник вслух надеется найти у инвестора-разработчика хоть какие-нибудь нарушения, чтобы расторгнуть с ним договор без надобности платить за неустойку. Из правильных и четких ответов на поставленные здесь вопросы слагается вся государственная власть. Когда такие вопросы с регулярностью решаются одним словом президента, будь то случай с РусГидро и Нарынским каскадом ГЭС, будь то нынешний случай с ЮрАзией и ураном, результатом становится слабость государственных институтов и, опять же, инвестиционная непривлекательность.
- В-четвертых, нужно отметить продолжающуюся проблему коммуникации со стороны власти с обществом. Вопрос преследует власть Кыргызстана давно и стал некой традицией – чего-то недоговаривать, о чем-то сказать не правдиво, лепетать что-то невнятно и пространно, сказать что-то когда мысль еще не сформировалась, не отвечать конкретно на поднимаемые вопросы или по распространившимся домыслам, или долго не говорить ничего. Все это меню было в наличии с историей по урану. В огромной степени (не полностью, конечно), власть успешна лишь настолько, насколько она успешна в передаче правильной и нужной информации, в эффективной коммуникации – и внутри самой власти, и с гражданами, и с внешними партнерами.
- В-пятую очередь, напоследок, нужно отметить то, что стало особо символичным моментом самой большой демонстрации на главной площади Бишкека – то, как активисты не дали выступить политикам. Кому-то это показалось голосом новых и молодых против «опять тех же» и старых, кому-то – противостоянием честных активистов с заигрывающими политиками. Есть и более прозаичные версии о соблюдении очередности и согласованных процедур. Но как бы кто ни читал сей момент, самое важное, кажется, то, что не дали выступить политикам. Есть некоторое насыщение и утомление среди граждан – особенно среди активных граждан, и особенно когда дело настолько конкретное и жизненное – от политики. Осталось неведомо, конечно, что сказали бы Равшан Жеенбеков и Шыкмаматов, если бы им дали выступить. Но от них, с какой-то вероятностью, можно было ожидать относительно узкой политизации темы – выведение темы урана в плоскость нынешних политических баталий в страны. Может они так и не планировали, но, наверное, у тех, кто не дал им выступить, были объективные основания ожидать такого. И это – узкая, персонализированная, не созидательная, мстительная, циничная и бесконечная политическая возня – тоже есть серьезная проблема.
И в последнем пункте видится и надежда: устав от такой плохой формы политики, возможно, общество Кыргызстана может мобилизоваться в пользу иной, более критичной, честной, спонтанной и созидательной политики. Если это случится, то можно будет позже констатировать, что уран дал старт и чему-то хорошему, и появятся надежды на то, что все вышеперечисленные проблемы, типичные для власти Кыргызстана, получат адекватное внимание и решения.
https://elgezit.kg/2019/05/06/problemy-i-nadezhdy-ot-urana/
Фото из WWW