33 подписчика

Современный человек как выдумка города

  Можем ли мы представить  себе будущее развитие человечества без фигуры Города? Пока даже не  пытаемся.

Можем ли мы представить себе будущее развитие человечества без фигуры Города? Пока даже не пытаемся. Когда горожанин мечтает о парке, пригороде или девственной природе, он продолжает выстраивать модель города, просто в модусе того, чего ему не хватает для комфорта или смысла.

Нужно понимать, что город — не чистой воды идеальное; без материальных представителей не бывает ни бреда, ни фантазии, ни самой куцей правдоподобной истории. И каждый новый город — сперва это не атмосфера, не жители, не история, а случайная деталь, врезавшаяся в восприятие.

Эта деталь и есть собственно представитель фантазма в реальном — некий фетиш. Та материальная песчинка, вокруг которой наслоится кристалл или жемчужина. Отсюда можно вывести радикальное следствие: не воспринятых, не задетых моим желанием городов для меня не существует. Города существуют не потому что в них кто-то живет, но потому что в них верят. И пока есть люди, которые, положим, мечтают умереть в Париже, он будет вечен — даже если вся Европа рухнет в тартарары. Что доказывают и недавние события: Нотр-Дам — это не уникальные камни и балки XIII и XIX веков, это то, что живет в умах и фантазиях миллионов, поэтому он будет восстановлен. Причем неважно, как и даже из чего. Знаменитые горгульи тоже появились не сразу, а только при реконструкции в XIX веке. Что мешает сегодня там появиться элементам из углепластика или аллегориям на современность?

Если задуматься, все наше существование в качестве горожан сопряжено больше с воображаемым опытом, а не реальным присутствием. Мы не замечаем пресловутых техники и социума, но мы всегда захвачены каким-то воображаемым отношением. К примеру, городской транспорт — для всякого жителя это не опыт перемещения в техническом средстве из пункта А в пункт В. Напротив, это всегда отношения любви, вины, желания признания, отвращения, одиночества — с кондуктором, водителем, незнакомцем, толпой, самим собой. В городе всякий житель с шизофреническим изяществом сочетает в себе в различных пропорциях одиночество (вплоть до социального аутизма или даже солипсизма) и сопричастность (вплоть до ура-патриотических деклараций о единении с родным городом).

Отнюдь не новость, и что Город — это одиночество. Ибо желание — всегда одиночество (лишь ты и твоя нехватка, одиночество вдвоем), а фантазия — сугубо индивидуальный сценарий. Но хроническое для города одиночество вполне выносимо пока существует другой фантазм (или скорее социальный миф, инициирующий чей-то бред) — образ шумной, бурной и насыщенной городской жизни. Вера в свою сопричастность жизни города находит воплощение, как в маниакальном деловом активизме, так и в разгульной ночной жизни. И она необходима, т.к. позволяет выносить собственное существование, ощущать его естественным и должным. Но когда возникают паузы — эти жуткие паузы в жизни — каждый горожанин готов тут же впасть в депрессию, уехать в дали дальние, напиться или кинуться в очередное бездумное увеселение.

Причем по логике желания каждый горожанин алчет то, чего ему не хватает: нищий грезит домом, а платящий ипотеку — свободой и шалашом на море; бедный и занятой завидует ночной жизни и роскоши, а состоятельный стремится к здоровью и покою — хотя бы в форме спортзала, прогулки по парку или вечера у камина. Большинство из нас живут свои жизни в лучшем случае наполовину.

Ввиду этого Город представляется как место «между-мирия»: ни жить, ни умереть. Парадоксально, но средоточие огромного числа людей — это место как будто бы не предназначенное для смерти. А некоторые города и для жизни. Горожане как никто вытесняют оба этих факта. Не только кладбища выносятся на окраину и за нее, но также и мечты о лучшей (настоящей) жизни нередко имеют форму домика в одноэтажном пригороде, на природе, где-то подальше от Города (а также какая-нибудь экзотика — бананово-лимонные Сингапуры и вилла в Ницце).

Поэтому Город — выдумка, но отнюдь не безобидная. По большому счету, люди — это пища для городов. Город — это одна большая черная дыра, продуцирующая и поглощающая желания, испивающая жизнь людей. В этой системе людям порой не хватает как собственных усилий, так и чего-то материального, основательного. В первом случае существование оказывается распылено между сотней рекламных мелочей, что по попросту не оставляет энергии для осмысленности и собранности. Оказываясь во власти предписанных желаний, человек способен лишь время от времени восстанавливать свою связь с миром за счет бредовых конструкций. Во втором случае избыток искусственности рано или поздно приводит к попыткам компенсировать свою оторванность от непосредственности жизни. Кто-то формирует привязанности к многочисленным вещам и фетишам, а кто-то выдумывает способы выбить из себя или других какой-то минимум реального (как, например, селфхарм, позволяющий ощутить себя живыми).

Как бы то ни было, я все–таки далек от драматизации. Задаваться вопросом о том, почему так вышло, что мы как субъекты по большей части сформированы городом, то же самое, что вопрошать на тему «почему именно углерод лег в основу органической жизни?». Это лишь условия, сделавшие возможным то, что мы способны быть теми, кто мы есть. Своим бытием субъект никому не обязан. И в этой свободе каждый может фантазировать как о том, что все, что ни есть в его жизни ему благоприятствует, так и о том, что он изгнан из рая. В этой перспективе человеческое существование хрупко, поэтому приходится видеть в городе то антропоморфного компаньона, то чудовищного Большого Другого, то безучастного свидетеля. Однако мне не понять ради какого пасторального идеала можно было бы отказаться от этой хрупкости. Возможно, я просто слишком урбанистический человек, потерявший связь с природой (хотя тяга к природе горожан — это и есть то, что выдает в них отсутствие такой связи).

И все же, в конечном итоге, разве современная модель человека — этого автономного индивида с желаниями, которые собственно задают меру его индивидуальности — не выдумка Города?

Автор текста: Иван Кудряшов.