В прошлом посте я рассказала о волшебных словах, безотказно действующих в случаях мелких нарушений наших прав в бытовой сфере.
Теперь давайте обсудим, куда можно написать жалобу или позвонить, если обычные, высказанные человеческим языком просьбы не находят понимания.
Первая инстанция, конечно, Роспотребнадзор. Кстати, когда я грозным, но тихим голосом спросила, не надо ли уведомить об отсутствии воды в кране Роспотребнадзор и Санэпиднадзор, я была не в курсе, что это не две организации, а одна. Но меня, конечно, никто не поправил: вот что значит говорить уверенно и с осознанием собственной правоты.
Так что же это за ведомство такое, чем оно занимается и почему внушает страх.
Дальше будет немножко скучно, но полезно.
Итак, Роспотребнадзор, он же Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", создан в 2004 году (см. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"). http://base.garant.ru/12136005/
Это орган исполнительной власти, в полномочия которого входит, в частности, организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (см. ст. 1 Постановления Правительства).
Иначе говоря, всё, с чем мы с вами сталкиваемся в бытовой сфере, так или иначе находится в ведении Роспотребнадзора.
Перечень полномочий Роспотребнадзора очень длинный, занимает несколько страниц. Весь его я приводить не буду, но с положениями ст. 5 Постановления рекомендую все же ознакомиться.
Я выбрала только то, что касается нашей повседневной жизни (мои комментарии курсивом):
- надзор за соблюдением санитарного законодательства (пресловутый туалет без воды, здрассьте!);
- надзор за соблюдением законов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (если на товаре один ценник, а на кассе вас удивили, что «цена старая, сегодня подорожало» - привет, Роспотребнадзор);
- надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий (вам никогда не случалось покупать муку или хлеб, пораженные картофельной болезнью? Если вдруг не повезло – смело звоните/пишите в Роспотребнадзор);
- надзор за соответствием информационной продукции, требованиям законодательства РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (наклейки на книгах и журналах 0+ или 6+ видели? Вот это оно и есть. Впрочем не только этим ведает Роспотребнадзор, но об этом в другой раз: тема обширная);
- надзор за качеством питьевой и горячей воды (вода в кране пованивает хлоркой – смело несите на анализ и жалуйтесь сами-уже-знаете-куда);
- контроль регистрации новых химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств), а также отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (вся бытовая химия, включая ту, которую мы используем на кухне или в саду, должна пройти экспертизу и последующую регистрацию);
- установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (общепит дело рисковое, но теперь мы знаем, кто за всё в ответе);
- разработка и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработка обязательных требований в сфере защиты прав потребителей (вот тут можно порадоваться, что у нас всё так зарегулировано и на всё есть инструкция).
Если вы дочитали всё это до конца - поздравляю: скорее всего, вы научились без запинки выговаривать "Роспотребнадзор".
Теперь встаньте перед зеркалом и десять раз подряд повторите: «В Роспотребнадзор позвонить или сами справитесь?»
Следите за выражением лица: оно должно быть доброжелательным и твёрдым одновременно.
В следующий раз я расскажу вам старую историю о шалости, которая удалась именно благодаря непрошибаемой самоуверенности.