Чудное дело – пищевые привычки. Пока особо в теоретические аспекты нос не совала, считала, что вегетарианцы – это те, кто не едят рыбу и мясо. Еще видела нестрогих вегетарианцев, даже очень нестрогих. «Я – вегетарианка», - говорит приятельница и заказывает суши с угрем. – «Нестрогий вегетарианец» - дополняет коллега с шампуром в руке. То есть, вообще – да, но на шашлыке – нет. И курица не считается, потому что птица.
С приходом инстаграма в мою жизнь заметила, что градации комплексные.
Есть веганы, например. Они не едят ничего животного происхождения. Молоко принадлежит телятам, мед – пчелам, земля – крестьянам, а дальше вы сами знаете, и людям этого никак есть нельзя. С одной стороны, причина лежит в том, что со скотиной ради этих, казалось бы, простых продуктов обходятся бесчеловечно, когда производство молока поставлено на поток. Где-то кричит Достоевский: «Да что на тебе креста, что ли, нет, леший» так животину мучить. С другой стороны, спрос рождает предложение. Благодаря веганам, кстати, активно развился рынок растительного молока из сои (цвета взбитой в блендере бумаги, иногда, к сожалению, такое же на вкус в зависимости от производителя, но попадаются и выдающиеся марки), миндаля (прикольно, но дорого), кокоса (слишком выражен вкус мякоти) и так далее. Яйца для веганской выпечки заменяют аквафабой (выварка из бобовых, имитирует белок настолько, что из него даже можно стряпать безе). В общем, нынче царица полей – соя. По прогнозам Всемирного Банка, до 2025 года тенденция сохранится.
На мой взгляд, надо иметь особый склад ума и время с деньгами для того, чтобы быть веганом в России. Но народ преуспевает, особенно на поприще тренингов. Однажды видела презентацию сыроедов. Мужик с длинными, но отчаянно редкими пшеничными волосами и намечающейся плешью, анемично отражавший свет ламп, показывал, как легко готовить молоко из орехов, печь по-естественному хлебушки из дробленого сырого зерна под солнцем, и так далее. А я смотрела и думала: "Ты сейчас два академических часа ухлопал на просто имитацию молока, печеньки и хлебцы. А сколько посуды неудобно моющейся осталось." Примерила его опыт на себя: Якутск, декабрь, минус сорок, минус пятьдесят, минус тридцать. Тащишься с адреса на адрес с лекциями, из корпуса в корпус. Как придешь в помещение, охота чаю, а в обед – горячего. Еще вставать пораньше или вечером готовить, а потом мыть столько. Перекусить негде на ходу. Хорошо развлекаться, если в тепле живешь или есть у тебя прислуга. Или если ты в поиске самого себя (не работаешь и не собираешься), чтоб энергию зря не расходовать. Или плотно сидишь на сибутрамине. Или твоя энергия духа так высока, что мне не понять. Я скептически отношусь к сыроедам и, тем более праноедам (питаются энергиями), в холодных регионах.
Да, кстати. Есть еще фрукторианцы. Они едят те овощи и фрукты, которые умерли естественным путем. Вот упало яблочко с дерева само – его можно съесть. А выдрал ты репку из землицы – ну что за ты за изверг такой? Убивец и есть! Такой выбор продуктов питания продиктован расширенным пониманием гуманности. Утрирую, конечно. Фрукторианцы едят то, ради чего не надо губить все растение.
Индия культурно и климатически страна большей частью вегетарианская. Оно и понятно: птицу или барана сперва изловить надо, убить, ощипать, обработать. По жаре кровь сворачивается на руках, мухи и слепни слетаются. Исторически сложилось так, что горох отварить или нажарить картошки беспроблемнее.
Тут тоже интересно люди относятся к градации вегетарианства. Есть те, кто дома готовит все и ест все. Есть те, кто из уважения к индийским богам, которые прямо сказали, что животные нам никто, чтобы жрать их, дома не готовят ни яйца, ни рыбу, ни мясо, но прекрасно все это употребляют вне дома. Есть те, кто не ест рыбу, яйцо и мясо, но в выпечке и сладком прекрасно лопает и желтки, и белки – «это же тортик, имейте понимание!» Когда смотрю на омлеточные, особенно у дорог, где народ ест только что поджаренные или вареные, а потом жареные с приправами яйца, у меня всегда один и тот же вопрос: почему вы не боитесь сальмонеллу? Детей кормят. «Мы часто тут берем, это безопасно».
Хотя в России вегетарианство занимает прочные позиции, на северах это пока в диковинку. Несильно распространено, невзирая на актуальность тенденции. В Якутии моего мужа накормить все хотели накормить вкусно. «Он – вегетарианец». «Это как?» - интересуется мой брат , например. «Мясо не ест» - отвечаю. «А! – светлеет лицом Женька – Так давай я ему «Индигирку[1]» настрогаю».
[1] Салат из сырой мороженой рыбы ценных пород с луком, черным перцем и солью. Подают с лимоном.