Это вторая часть подборки амбициозных русских фильмов, которые недавно или относительно недавно шли на большом экране. По разным причинам они не выстрелили - или в кинотеатрах или на фестивалях или и там и там. И это при том, что почти все они сняты талантливыми режиссерами по качественным сценариям. Это кино с хорошими актерами, которому немного не повезло...
1. Орлеан
Вышел в России в сентябре 2015 года. Кассовые сборы 19 млн рублей. 81 тысяча зрителей в кино.
Фильм снят Андреем Прошкиным по сценарию Юрия Арабова. Послужной список Прошкина если не скромен, то не особенно впечатляет - среди лучших его работ "Спартак и Калашников", "Игры мотыльков" и российская адаптация "Доктора Хауса" ("Доктор Рихтер"). Арабов это универсал, который, наверно, отлично сможет написать вообще что угодно - от биографии Цветаевой, истории путешествия митрополита в Орду, до сериала об академике Вавилове или сокуровской тетралогии о власти ("Молох", "Телец","Солнце", "Фауст"). Актерский ансамбль "Орлеана" тоже впечатляет - Лядова, Хаев, Лядова, Трибунцев, Сухоруков. Лента создана при участии канала ТНТ.
КиноПоиск определяет жанр фильма как триллер, черную комедию, гротеск и притчу. Притчу - все верно! И не случайно постер "Орлеана" подозрительно похож на католическую икону. Маленький русский городок превратился практически в Садом с Гоморрой. И вот туда, видимо для вразумления погрязших во грехе местных жителей, является некий "экзекутор". Жители всячески противятся вразумлению и начинается сразу всё - и гротеск и черная комедия и триллер тоже.
Фильм интересный, бодрый, местами (некоторыми) даже светлый и смешной. Но не для всех, поэтому непонятно зачем ТНТ (Дом2, Самый лучший фильм и тд )за него взялось. Если шла речь о каких-то фестивальных успехах, то среди трофеев только «Серебряный Георгий» (ММКФ) за лучшую женскую роль и лучший звук на "Нике". Ожидания окупить вложения в прокате тоже не оправдались - зрители проголосовали рублем: 300 000 $ сборов при бюджете в 2 500 000 $. Как написала Дарья Серебряная в Time-Out:
"Фантасмагория вознаградит только готового к столкновению с гротеском зрителя"
Лучше и не скажешь.
2. Лето
Вышел в России в июне 2018 года. Кассовые сборы 94 млн рублей. Фильм Кирилла Серебрянникова посмотрели в кино 320.8 тысяч зрителей.
Фильм о рок-тусовке 80-х хорошо приняли на фестивалях - 4 победы (включая Лучшего режиссера) и куча номинаций на "Нике", номинация на главный приз Канн и победа в категории Лучший саундтрек там же, приз Европейской киноакадемии Лучшему художнику-постановщику.
Зрители приняли "Лето" тоже неплохо - об этом говорит и оценка КиноПоиска и рекордные для российского кино кассовые сборы. Но осталось много недовольных, в том числе и поклонников Цоя, Майка, Гребенщикова. Они ждали байопика в стогом смысле этого слова, без выдумок и допущений, с соблюдением деталей . Непосредственные участники тех событий - продюсер Андрей Тропилло, музыкант Алексей Рыбин (Кино) и сам БГ тоже не в восторге. Борис Гребенщиков:
"Мы жили по-другому. В его сценарии московские хипстеры, которые кроме как [любить] за чужой счет, больше ничего не умеют. Сценарий писал человек с другой планеты. Мне кажется, в те времена сценарист бы работал в КГБ"
С другой стороны многие из питерской тусовки начала 80х приняли фильм спокойно, даже благосклонно. Вот и Артемий Троицкий, посмотрев, поменял мнение на положительное. Ведь в "Лете" главное не биографии, а атмосфера. Атмосфера питерского сумасшедшего, рок-н-рольного "лета", молодости, легкости и больших надежд.
"Для большинства зрителей «Лето» — это просто романтическая история любви, ну, скажем, в стиле «Я шагаю по Москве», тоже, кстати, черно-белого кино" - Борис Барабанов, Коммерсант
4. Подбросы
Вышел в России в ноябре 2018 года. Кассовые сборы 1.25 млн рублей. Фильм посмотрели в кино 5.5 тысяч зрителей.
Иван Твердовский в кино не новичок - он и сценарист и оператор и монтажер и актер и режиссер. Прошлые его режиссерские работы - "Класс коррекции" и "Зоология". В "Подбросах" он рассказывает историю необычного мальчика Дениса, который не чувствует боли. Он живет в детдоме и изредка общается с бросившей его матерью. Но неожиданно все меняется - Денис попадает в Москву и становится участником некой незаконной мошеннической схемы...
В целом "Подбросы" вышли неплохим кино - красиво и со смыслом, но все время чего-то не хватает до полной радости. То какие-то нелогичные повороты в сценарии, то не очень проработанный диалог. На Кинотавре у ленты два приза - лучшая женская роль и операторская работа. Еще есть победа в Карловых Варах в номинации "Особое мнение". Жаль, что зрителей у фильма немного.
4. Под электрическими облаками
Вышел в России в июне 2015 года. Кассовые сборы 4.6 млн рублей. Фильм Алексея Германа младшего посмотрели в кино 18 тысяч зрителей.
У Германа-младшего идеальная, кристальной чистоты, технологически совершенная, эстетская картинка. Как у отца. "Под электрическими облаками" нужно смотреть уже только из-за нее. Центральный элемент и основная метафора фильма - огромный недостроенный дом, именно вокруг него причудливым образом сплетаются судьбы нескольких героев, так любимых в русской литературе "маленьких людей". Сами герои повествования интересные, фактурные, из разных слоев общества - от детей олигарха до гастарбайтеров.
В какой-то момент происходящее на экране перешагивает невидимую границу реальности и становится полным сюром. Вместе с идеальной картинкой это даёт потрясающий эффект путешествия в неизвестное. Эдакий "Ёжик в тумане" для взрослых.
Фильм получил "Серебряного медведя" (Берлинский кинофестиваль) за выдающиеся художественные достижения.
5. Кислота
Вышел в России в октябре 2018 года. Кассовые сборы 21.8 млн рублей. Фильм посмотрели в кино 76.7 тысяч зрителей.
Еще один фильм с очень хорошей картинкой, но порой ускользающим смыслом повествования. На первый взгляд часто герои ведут себя странно, но ближе к концу понимаешь, что "не они такие - жизнь такая". Что фильм "Кислота" это полный, развернутый диагноз поколению Z, причем кислота не та, о которой некоторые подумали, а обычная уксусная. Если принять эту гипотезу, то становится понятна и нелогичность действий и отсутствие "больших" поступков и многое другое в повествовании.
"Кислота" - режиссерский дебют актера "Гоголь-Центра" Александра Горчилина ("Папины дочки", "Ученик","Лето"). Ему только 27 и он снял ленту о своем поколении. Первый блин получился не комом. Фильм победил в номинации "Лучший дебют" на Кинотавре. А кассовые сборы хоть и не окупили вложений, но смотрятся вполне достойно на фоне остальных участников нашей сегодняшней пятерки.