Я не большой фанат ни кино, ни киноведения, ни кинокритики. Я не читаю ни «Искусство кино», ни «Сеанс», не люблю даже Антона Долина. Однако в любом правиле есть исключения, и заинтересовавший меня фильм – именно такой.
Фильм «Пуля» с Микки Рурком в главной роли довольно старый – ему больше двадцати лет. Сюжет вроде как прост: с зоны откидывается дядька за тридцать, который всю сознательную жизнь провёл на улицах криминального Бруклина, и через полчаса после выхода из тюремных стен принимает наркотики в машине с братом и другом. Всё кино герои катаются на машине, танцуют в клубах, ругаются с местными бандитами, курят, плюются, орут, занимаются любовными актами – как и следует делать настоящим, суровым, жёстким американским уличным ребятам.
Но если всмотреться в героев, то можно ахнуть, как столь разные люди соединились в одном сюжете.
У главного героя – большая семья. Один из его братьев то ли правда воевал во Вьетнаме, то ли выдумал это и свихнулся. Целыми днями он сидит в своей комнате, не моется, точит огромный армейский нож, а вечером гуляет с собакой или учит местных беспризорников армейскому уставу. Его все считают за психбольного.
Второй брат – человек талантливый. Он не зависимый ни от кого художник, рисующий буквально на всём, что плохо стоит и лежит: на салфетке, на стене женского туалета, на огромном жилом здании. Все уважают этого художника и искренне жалеют, что с таким-то талантом он прозябает на суровых бруклинских улицах, а ему самому – хоть бы хны. Дом есть дом, друзья есть друзья, братья есть братья – для любых людей так.
Главный друг этих братьев – главный районный мачо. С причёской Элвиса, в розовом пиджаке на голое накачанное тело он ходит и выжигает взглядом девушек на улицах, в клубах, в туалетах. Самое интересное, что не менее страстным взглядом он прожигает самого себя в зеркале – уж больно приводит в восторг мускулистое тело и сексуальное выражение лица. Лучший момент фильма – когда главный герой говорит этому привлекательному товарищу, что ведь гей ты, дружок мой! Ах, да нет, да что, какой гей – я же уличный бродяга! Ан нет...
Замыкает цепочку колоритных районных американских пацанов главный антагонист весёлой компании – чернокожий владелец клубов, которого мастерски играет ещё не убитый в реальной жизни Тупак Шакур. И этот, конечно, не без греха – для устрашения и устранения врагов пользуется ядами, посылает на драку с личным свою «шестёрку», неумело управляет бандой. Вся его деятельность – вероломство по отношению к тройке главных героев, с которыми все они выросли вместе.
Сложно представить, как такие персонажи могли попасть в один фильм! Ведь невозможно представить себе, чтобы, например, в «Бумере» или «Бригаде» один из героев был латентным гомосексуалистом, а второй, например, поэтом-песенником! Но нам кажется, что поэтому-то американский фильм «Пуля» немного лучше вышеперечисленных российских.
Потому что жизнь – удивительно странная, перемешанная, перепутанная вещь, и у каждого человека, в каком бы месте он ни жил и с кем бы ни водился, она особенная. А когда подобное сплетается в один сюжет – пусть даже не самый правдоподобный, но художественно великолепный – вообще красота. Потому что живо, а не чёрно или бело.
Фильм «Пуля» – просто пуля.
Борис Поженин
1001.ru