Найти тему
Aeronautica

В Казахстане появился лоукостер

В Казахстане запустил операции лоукостер FlyArystan (KC).

1 мая 2019 года начались полёты из аэропорта Алма-Аты (ALA) сразу по трём внутренним направлениям: в столицу страны Нур-Султан (TSE), Уральск (URA) и Тараз (DMB).

3 мая к ним добавится Караганда (KGF), а 30 мая - Павлодар (PWQ) и Шымкент (CIT).

С момента старта продажи билетов 29 марта было продано около 50 000 мест; к концу года ожидается пассажиропоток в 720 000 человек.

Мы ожидаем, что FlyArystan может стать доминирующим низкобюджетным перевозчиком не только в Казахстане, но и в Средней Азии и на Кавказе. Существует огромный потенциал для этого нового сегмента. Среднестатистический казахстанец совершает менее 0,25 внутренних авиаперелётов в год. Мы считаем, что к 2021 году это число утроится.

Питер Фостер (Peter Foster), президент и генеральный директор авиакомпании Air Astana

Инвестиции в создание Фостер описал как "скромные, взятые из внутренних резервов", а среди потенциальных проблем выразил сомнения в способности многих аэропортов разворачивать самолёты за 30... 40 минут, чего требует бизнес-модель лоукостера.

Подобно азербайджанской Buta Airways (J2), это подразделение государственной авиакомпании, работающее под её сертификатом эксплуатанта, с зарегистрированным на неё флотом и с теми же бизнес-процессами. И так как Air Astana (равно как и AZAL) стабильна, но при этом и заметных успехов в своей нише флагманского перевозчика страны не добилась, планы по покорению рынка её дочерним низкобюджетным крылом выглядят пустой формальностью для пышной презентации.

Embraer 190AR авиакомпании Buta Airways в аэропорту Лас-Пальмас (LPA) при посадке для дозаправки во время перелёта из Бразилии в Азербайджан — от производителя к пользователю. Специально для своего лоукостера AZAL заказала новые самолёты с уплотнённой компоновкой салона
Embraer 190AR авиакомпании Buta Airways в аэропорту Лас-Пальмас (LPA) при посадке для дозаправки во время перелёта из Бразилии в Азербайджан — от производителя к пользователю. Специально для своего лоукостера AZAL заказала новые самолёты с уплотнённой компоновкой салона
Мы надеемся, что мы научились на опыте других полносервисных перевозчиков, которые запустили собственные лоукостеры. Основные уроки, по нашему мнению, что нужно строго придерживаться модели низкой стоимости и позволить рынку, а не центральным планировщикам, определить, какая авиакомпания должна обслуживать какой маршрут.

К моменту запуска на FlyArystan трудились 160 человек на базе в Алма-Ате, среди которых 25 пилотов и 45 бортпроводников, причём часть из них прикомандирована из штата национального перевозчика. Штаб-квартира находится в помещениях центрального офиса Air Astana.

Стартап - как ожидается - закончит 2019 год с небольшим финансовым убытком, однако уже 2020-й - с прибылью. Подобно тому, как Air Astana, запустившись в мае 2002 года, приносит чистый доход с 2003-го непрерывно, за единственным исключением - 2016-м годом. Себестоимость основного продукта у лоукостера планируется на 35% ниже, чем у материнской компании.

Парк FlyArystan состоит из двух Airbus A320ceo, переведённых из флота основной организации. В четвёртом квартале к ним добавятся ещё два самолёта. К этому времени маршрутная сеть увеличится до 12 пунктов, а перевозчику выделят собственный сертификат. Как раз в то же время - в октябре - рассматривается возможность выхода на международные маршруты: в Россию или соседние страны Средней Азии.

В салонах самолётов FlyArystan - Airbus A320-232WL - устанавливают 180 кресел (конструкционный предел) Recaro Slimline с шагом 29-30 дюймов
В салонах самолётов FlyArystan - Airbus A320-232WL - устанавливают 180 кресел (конструкционный предел) Recaro Slimline с шагом 29-30 дюймов