В Казахстане запустил операции лоукостер FlyArystan (KC).
1 мая 2019 года начались полёты из аэропорта Алма-Аты (ALA) сразу по трём внутренним направлениям: в столицу страны Нур-Султан (TSE), Уральск (URA) и Тараз (DMB).
3 мая к ним добавится Караганда (KGF), а 30 мая - Павлодар (PWQ) и Шымкент (CIT).
С момента старта продажи билетов 29 марта было продано около 50 000 мест; к концу года ожидается пассажиропоток в 720 000 человек.
Мы ожидаем, что FlyArystan может стать доминирующим низкобюджетным перевозчиком не только в Казахстане, но и в Средней Азии и на Кавказе. Существует огромный потенциал для этого нового сегмента. Среднестатистический казахстанец совершает менее 0,25 внутренних авиаперелётов в год. Мы считаем, что к 2021 году это число утроится.
Питер Фостер (Peter Foster), президент и генеральный директор авиакомпании Air Astana
Инвестиции в создание Фостер описал как "скромные, взятые из внутренних резервов", а среди потенциальных проблем выразил сомнения в способности многих аэропортов разворачивать самолёты за 30... 40 минут, чего требует бизнес-модель лоукостера.
Подобно азербайджанской Buta Airways (J2), это подразделение государственной авиакомпании, работающее под её сертификатом эксплуатанта, с зарегистрированным на неё флотом и с теми же бизнес-процессами. И так как Air Astana (равно как и AZAL) стабильна, но при этом и заметных успехов в своей нише флагманского перевозчика страны не добилась, планы по покорению рынка её дочерним низкобюджетным крылом выглядят пустой формальностью для пышной презентации.
Мы надеемся, что мы научились на опыте других полносервисных перевозчиков, которые запустили собственные лоукостеры. Основные уроки, по нашему мнению, что нужно строго придерживаться модели низкой стоимости и позволить рынку, а не центральным планировщикам, определить, какая авиакомпания должна обслуживать какой маршрут.
К моменту запуска на FlyArystan трудились 160 человек на базе в Алма-Ате, среди которых 25 пилотов и 45 бортпроводников, причём часть из них прикомандирована из штата национального перевозчика. Штаб-квартира находится в помещениях центрального офиса Air Astana.
Стартап - как ожидается - закончит 2019 год с небольшим финансовым убытком, однако уже 2020-й - с прибылью. Подобно тому, как Air Astana, запустившись в мае 2002 года, приносит чистый доход с 2003-го непрерывно, за единственным исключением - 2016-м годом. Себестоимость основного продукта у лоукостера планируется на 35% ниже, чем у материнской компании.
Парк FlyArystan состоит из двух Airbus A320ceo, переведённых из флота основной организации. В четвёртом квартале к ним добавятся ещё два самолёта. К этому времени маршрутная сеть увеличится до 12 пунктов, а перевозчику выделят собственный сертификат. Как раз в то же время - в октябре - рассматривается возможность выхода на международные маршруты: в Россию или соседние страны Средней Азии.