Найти тему
Кудрявые книжки

Тридцать миллионов слов: развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним

Оглавление

Саскинд Д., Саскинд Б., Левинтер-Саскинд Л. Тридцать миллионов слов: Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним [Thirty Million Words: Building a Child’s Brain]. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 288 с.

Для кого? Для родителей, которые не понимают, зачем разговаривать с маленькими детьми, ведь они же ничего не понимают. Для родителей, которые переживают, что мало развивают ребенка, не отправляя его в кружки с младенчества. Для родителей, которые уже устали разговаривать с малышами и которые не видят ощутимого эффекта, кроме мозолей на языке. Для тех, кто связан с внедрением развивающих и образовательных программ в детских садах и других детских учреждениях. Для тех, кому интересно, как развивается мозг и формируется речь. Для тех, кто любит нон-фикшн, о том, что происходит у человека в голове.

Кто авторы? Детский хирург по кохлеарной имплантации и мама троих детей. Проводимые ею операции помогают обрести слух глухим с рождения детям. Она заметила, что дети с имлантантами развиваются по-разному, и начала искать причины для подобного отставания у некоторых маленьких пациентов. Так появилась программа «Тридцать миллионов слов». Ее соавторы разрабатывают и продвигают эту программу вместе с ней.

Основная идея книги: Дети не рождаются способными, таковыми их делает звуковое окружение, в первую очередь — разговоры родителей с ребенком. Речь оказывается катализатором, развивающим мозг до оптимального потенциала, а отсутствие речи замедляет развитие мозга. Любой ребенок, из любой семьи, любого социально-экономического слоя заслуживает шанс реализовать свой потенциал по максимуму. Ему нужно просто помочь. Генетический потенциал, которым нас случайно наградили родственники, может быть ослаблен, уничтожен или максимально реализован благодаря удачному стечению обстоятельств в виде окружающей нас с детства родительской речи.

Чего в книге нет? Волшебной палочки, которая убережет родителей от выгорания в ходе постоянных разговоров с ребенком с самого рождения. Инструкции, как родителю побороть скуку рутины с детьми, которых необходимо развивать, находясь с ними в полном контакте. Тестов, позволяющих определить, достаточно ли родители делают для раскрытия врожденного потенциала ребенка.

Что понравилось? Меня лично очень впечатлила история про кохлеарные имплантанты, хотя книга совсем не об этом. Возможность вернуть слух младенцам мне кажется почти чудом, которое возможно благодаря достижениям современной науки. В книге много интересных фактов о формировании мозга, зарождении речи, влиянии ее на развитие мозга. Все утверждения подкреплены научными доказательствами.

Что не понравилось? Излишнее запугивание фактами о том, что «после трех уже поздно». Вся ответственность за развитие целиком и полностью возложена на родителей, которые должны постоянно находиться в контакте с ребенком. Для самих родителей как отдельных личностей места в этой системе не остается. Слишком много пафоса относительно программы, которую разработали авторы. Возможно, это объясняется и рекламной целью книги, которая призвана вызвать общественный резонанс и привлечь внимание и ресурсы на ее внедрение.

-2

Очень краткое содержание:

Глава 1. Соприкосновение. Почему детский хирург по кохлеарной имплантации стала социологом

Автор рассказывает, что заставило ее стать социологом и заняться вопросами развития детей. Проводимые ею операции дали всем пациентам одинаковую способность слышать, но у детей из семей, где меньше общаются, где возникает меньше реакций на речь, меньше вариативности в лексике, осмысление звуков, необходимое для развития нейронных связей, находится на низком уровне. Имплантант является скорее проводником для чудодейственной силы родительской речи, всегда одинаковой по влиянию и для рожденных со слухом, и для получивших слух благодаря технологическим достижениям. Автор уверена, что налицо трагедия нереализованного потенциала малышей.

Глава 2. Первое слово. Истоки родительской речи

До исследований Бетти Харт и Тодда Рисли считалось, что интеллект полностью зависит от генетики. Их выводы о влиянии раннего языкового окружения на итоговую детскую успеваемость стали прорывом в науке о человеке. Три года они подробно изучали разные аспекты жизни нескольких десятков семей из разных социально-экономических слоев. Самым удивительным открытием оказалось сходство всех этих семей. Исследователи удивлялись естественной умелости родителей и регулярности создания оптимальных условия для освоения языка. Одно различие наблюдалось с самого начала: количество слов, употребляемых в каждой семье. Дети в семьях, где родители много говорят, независимо от образования и экономического положения, учатся лучше.

Жизненно необходимые нейронные связи мозга, основа мышления и обучения, формируются в основном за первые три года жизни. Оптимальное развитие мозга зависит от речи. Слова, которые мы слышим, их частота, звучание — определяющие факторы нашего развития. Если не уделять должного внимания этому отрезку времени, его возможности могут быть потеряны навсегда. При всей важности численности слов, которые слышит ребенок, способность усваивать язык подавляют императивы и запреты. Исследователи отметили мощное угнетающее воздействие на развитие, когда взаимодействие с ребенком начиналось с исходящих от родителей указаний: «не надо», «прекрати», «перестань».

На овладение языком влияют разнообразие лексики, воспринимаемой ребенком, и разговорные привычки семьи. Малыши по мере взросления начинают говорить и вести себя как члены их семей. Объем речи, характерный для ребенка в возрасте трех лет, предопределяет также его языковые навыки и школьную успеваемость в девять и десять лет.

Глава 3. Нейропластичность. На волне революции в науке о мозге

Помимо питания для физического роста существует аналогичная потребность в оптимальном социальном питании для интеллектуального роста. Обе они зависят от тех, кто заботится о малыше. Важная часть социального питания для нормального развития мозга — стабильность. Высокий уровень стресса действует как угнетающий фактор для развития детского мозга, отвлекая его от обучения. Дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с трудностями, прибегая к более конструктивным методам восстановления. Самым важным компонентом в развитии мозга оказывается связь между ребенком и тем, кто рядом. При оптимальном сценарии агуканья, улыбок и доброжелательности, мозг развивается превосходно. Словарный запас имеет значение, но только как дополнение к любви и заботе, исходящей от воспитателей малыша. Слов может быть много, но их польза для мозга зависит от окружающей отзывчивости и теплоты.

От рождения до трех лет каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей. Этот взрывной рост нейронных связей в первые три года жизни зашкаливает. Если бы он продолжался и дальше, из-за раздражителей и шума мозг испытывал бы приличные перегрузки. Поэтому со временем он начинает осекать лишние нейронные связи, избавляясь от более слабых и регулируя те, которые нужны для конкретных специализированных функций. Именно во время создания и закрепления критически важных нейронных связей возникают экстраординарные возможности развития навыков и словесного обучения. Потом мозг уже не обладает такой нейропластичностью, не сможет с поразительной гибкостью реагировать на изменения под воздействием различного окружения. В частности поэтому ставить кохлеарные имплантанты после двух лет бессмысленно. Человек будет слышать, но не сможет различать эти звуки и поток речи среди этих звуков.

Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. Учиться читать для тех, кто слышит, — сравнительно простой последовательный процесс запоминания букв, их звуков и сочетаний в словах, а также усвоение значений этих слов. Глухие дети должны распознавать буквы на странице подобно незнакомым иероглифам, складывать их в слова и запоминать их значения, не слыша. Владение языком жестов не помогает, потому что он состоит из не имеющих смысл движений, а не из речи в письменной форме. Жестикуляция и речь — два разных языка, между ними нет абсолютно никакой связи. Когда глухие дети учатся читать, они постоянно переводят с языка жестов на общепринятый, не слыша даже речи и не зная, как она звучит. У неслышащего ребенка значительно меньше возможностей окончить школу, чем у ребенка со слухом, потому что чтение — это основа интеллектуальной обработки информации.

Глава 4. Сила родительского слова. От языка до мировоззрения

Реализация врожденного потенциала во многом предопределена ранней языковой средой. Количество слов, которые взрослый говорит ребенку, и способ, которым он доносит их до малыша, образуют родительскую речь, влияющую на нашу предрасположенность к математике, пространственное мышление и грамотность, способность контролировать свое поведение, реакции на стресс, упорство и даже нравственный стержень. Далее автор описывает сферы развития мозга, на которые может повлиять языковое окружение.

Дети приходят в мир с врожденным невербальным «математическим мышлением» и способностью «интуитивно понимать» относительное количество вещей. Способность связывать количество звуков с количеством объектов часто позволяла прогнозировать их математический потенциал. Пространственное восприятие — еще один навык, связанный с математическим мышлением, заключенным в понимании физического соотношения вещей между собой. «Пространственная лексика» родителей включает слова, обозначающие размеры и формы предметов. Дети, слышавшие и употреблявшие больше пространственных слов, лучше справлялись с пространственными тестами. Это еще раз подтвердило, что невербальные способности развиваются благодаря речи.

Гендерные стереотипы насчет математических способностей у девочек уже на ранних этапах жизни оборачиваются дефицитом поощрения и противодействием. Девочки, которым говорят, даже ненавязчиво, что математика «не их дело», нередко отстают по этому предмету. Даже девочки, преуспевающие в этой дисциплине, оценивают себя хуже по сравнению с мальчиками. Мамы постоянно переоценивают математические способности сыновей и недооценивают дочерей, даже если видят реальные достижения.

Дети, которых в первые три года хвалил за процесс, в восемь лет были более склонны к расширению кругозора. Такие дети уверены, что их успехи обусловлены трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию. Гендерные различия проявились и здесь. Девочек чаще хвалили за врожденные способности, а мальчиков за упорство. Поощрение процесса и личных качеств дают разный эффект. Успешный результат наиболее вероятен при похвале за сам процесс. Развить настойчивость в решении проблем помогает словесное поощрение его поведения, но развить сопереживание и доброту помогает как раз похвала характера.

Успехи ребенка в учебе определяются самоконтролем и организованностью. На них тоже влияет родительская речь. Важно, чтобы ребенок все делал без внешнего побуждения. Фактический самоконтроль зависит от того, что ребенок сам себе говорит. Необходимость контролировать поведение будет всегда, но мозг реально открывается для интеллектуального роста, если это происходит без внешних указаний. Беседа с самим собой у дошколят — признак хороших социальных навыков и редких проблем с поведением в будущем.

Существуют две формы воспитательной речи: 1) директивы, ограничивающие восприятие информации ребенком, в том числе порицания и требования; 2) предложения и приглашения, стимулирующие восприятие информации ребенком и помогающие делать выбор. Для развития самоконтроля в долгосрочной перспективе полезнее последние.

Если мы хотим помочь ребенку вести себя хорошо, надо критиковать конкретные поступки. Такая критика постепенно поможет ребенку перейти к самоощущению, что он «хороший», а не «плохой», и просто совершил ошибку, которую можно исправить.

Глава 5. Три метода программы «Тридцать миллионов слов». Условия для оптимального развития мозга

Питательную речевую среду невозможно создать, лишь изредка отвлекаясь от собственной насыщенной жизни. Предлагаемая стратегия должна стать естественной частью повседневной деятельности, независимо от рутины. Произнося те или иные слова, родитель или воспитатель превращает застилание кровати или подметание пола в процесс формирования мозга. Слова развивают не только детский мозг, но и взаимоотношения между родителями и ребенком.

I. Методы программы «Тридцать миллионов слов» (ТМС):

1. Настройка на ребенка — осознанное стремление родителя замечать все, что интересует младенца, и разговаривать с ним на эту тему. Родители учатся внимательно относиться к тому, чем занимается их малыш, чтобы потом включиться в его деятельность, укрепляя контакт и помогая улучшить навыки, задействованные в игре. Настройка будет успешнее, если родитель находится на одном пространственном уровне с ребенком. Мешают настройке всяческие цифровые технологии. Только когда ребенок находится в центре родительского внимания, он получает необходимое для оптимального развития мозга участие. Ребенок, которому отдается все внимание, дольше остается в контакте, поддерживает коммуникации и быстрее обучается.

2. Активное общение. Постоянная беседа с ребенком не сводится к количеству слов. Важно, какие именно это слова и как они произносятся. Проговаривание вслух всех ваших действий показывает взаимосвязь между звуком и действием (вещью), к которому относится. Можно не только описывать собственные действия, но и комментировать движения ребенка. Эти стратегии можно использовать с самого рождения. Нельзя злоупотреблять повторением вопросов и сложными предложениями. В идеале они должны сопровождаться зрительным контактом, выстраиваться вокруг вещей из ближайшего окружения, по возможности держа ребенка на руках, чтобы он воспринимал и язык, и тепло.

Лучше всего не использовать указательные местоимения. Переход на лексику, не связанную с контекстом здесь и сейчас — важный признак интеллектуального развития. Пользоваться им легко: достаточно произносить знакомые слова о том, что ребенок и родитель делали вместе чуть раньше. Обучаясь языку, ребенок использует части слов и неполные предложения. В контексте общения надо заполнять такие пробелы, повторяя уже законченные фразы.

3. Развитие диалога предполагает участие ребенка в обмене репликами. Слова «что» и «какой» препятствуют диалогу. Простые «как» и «почему» подталкивают ребенка отвечать самыми разными словами, задействовать разные мысли и идеи.

II. Методы развития речевой среды на практике:

1. Совместное чтение обогащает словарный запас ребенка. В ходе совместного чтения рекомендуется развивать диалог: обсуждать происходящее в книге, называть картинки, на которые показывает малыш, задавать ему открытые вопросы о событиях в книге.

2. Устные истории. Исследования показали четкую связь между талантом родителя-рассказчика и готовностью ребенка к школе. Можно не только пересказывать книжные сюжеты, но и описывать, что произошло по дороге домой (и в других реальных ситуациях) с ребенком. Детям нравится быть в центре внимания. Постепенно они включаются в процесс, добавляя что-то свое и делясь мыслями. Рассказывание историй помогает выражать чувства и справляться с переживаниями.

3. Цифры повсюду. Чем чаще цифры попадаются на глаза, тем скорее малыш научится самостоятельно их распознавать. Считайте пальчики, ступеньки, кнопки на одежде.

4. Обсуждение форм и соотношений. Пространственное мышление означает способность представлять фигуры или предметы с различными положениями в пространстве, мысленно перемещая их. Дети задействуют пространственное мышление, когда собирают пазл, убирают игрушки в коробки, забираются на качели.

5. Выявление закономерностей. Закономерности помогают ребенку научиться считать, читать, музицировать, определять время. Предсказуемые события в распорядке дня помогает малышам справляться с повседневными задачами. Когда дети знают, что произойдет дальше, их мозг может сосредоточиться на обучении.

6. Формирование самоконтроля. В первые годы жизни дети совсем не контролируют себя. Их поведение регулируют родители. Возможность выбора — один из действенных способов воспитания самоконтроля у детей. Когда все решения принимает взрослый, ребенок не сможет обдумать действия или результаты этих действий. Если же ему предложить выбор, он будет рассматривать варианты, взвешивать их значимость, отбирать, а затем озвучивать и выполнять свое решение.

7. Причинно-следственное мышление помогает ребенку понять, что для определенного действия есть конкретное основание, это не просто родительское указание. Оно учит критически мыслить.

8. Творческий подход. Музыка способствует развитию детского мозга на разных уровнях: учит языку и общению; поощряет двигаться, повышая моторику и физическое развитие; тренирует ухо; укрепляет нейронные связи, отвечающие за абстрактное мышление, эмпатию и математику; стимулирует образное мышление. Изобразительное искусство развивает моторику, помогает выражать мысли и чувства, которые малыши не могут вербализовать. Ролевые игры включают воображение, развивают навыки устной речи, совершенствуют социальные навыки, пробуждают глубокие формы мышления. Участие родителей в игре позволяет ребенку быть понарошку главным, но все равно учиться благодаря взаимодействию со взрослыми.

Глава 6 и 7 посвящены социальным аспектам внедрения программы ТМС. По замыслу автора, дав шанс всем малышам максимально раскрыть свой потенциал благодаря речевому окружению, можно существенно изменить общественный ландшафт. Все это позволит снизить разрыв в образовании, доходах и уровне жизни, а также усилит возможности социальных лифтов. Также отмечается важность просветительской работы с родителями. Вложения в детей — это лучшие инвестиции для общества.

Резюме: Книга будет полезна в первую очередь тем, кто хочет получить научное подтверждение своим интуитивным действиям. В целом решения, предлагаемые автором, довольно банальны. Почти все родители совершают их неосознанно, влияя тем самым на развитие мозга своего ребенка. Самое интересное, на мой взгляд, в тексте — именно доказательства, которые приводятся исследователями. Практически применимы рекомендации из главы 4, где делается акцент на разных аспектах использования речи: что и как лучше говорить для развития математических способностей или самоконтроля, например. В целом рекомендую ее как хороший научпоп, без ожиданий в части практического применения.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, кликнув здесь.

Мама, хватит орать! Воспитание без наказаний, криков и истерик.

Материал также размещается на портале «12 объятий»

https://www.12momshugs.ru/