«Игра есть воображение в действии»
(из кн. Л. С. Выготского «Психология развития ребёнка»)
С древних времён известна формула: «Играя – познаёшь мир». Организаторы выставки в Еврейском музее и центре толерантности, увлекая зрителя в своеобразную игру, предлагают познать мир современного искусства. Но, как и любая игра, музейная игра также связана с эмоциями. Не оспоримый факт, чем увлекательнее игра, тем больше эмоций переживает игрок.
Здесь на выставке чтобы познакомиться с шедеврами зрителю предстоит испытать весь спектр эмоций: от грусти и страха до удивления и радости. Экспозиция выстроена так, что вы либо кубарем скатываетесь на встречу с прекрасным, либо оказываетесь в абсолютно пустой комнате с одной лестницей, либо в тесном неуютном пространстве с углами, а затем попадаете то ли в круглое, то ли в квадратное пространство и просто радуетесь, услышав звуки беззаботного джаза. Чтобы увидеть шедевры, нужно приложить немало усилий. Некоторые из них вообще спрятаны. Но если вы, наконец-то, их обнаружили, то уже ничто вам не помешает их рассмотреть.
На выставке зритель видит, прежде всего, лица, их здесь много и все они разные. Видит своё лицо в отражении, видит лицо фавна и автопортрет художника. Вопрос, обозначенный Пикассо, как никогда теперь становится актуальным: «Кто видит человеческое лицо правильнее: фотограф, зеркало или художник?»
Зрителю предоставляется также возможность «ощупать картину» глазами. Формула Кандинского о цветовом воздействии становится по-прежнему важна.
И далее вы буквально скатываетесь до самых негативных и отрицательных эмоций. Страх, злость, агрессия – то, что постоянно мешает и тянет на дно.
Быть может, искусство поможет вам освободиться от этих страшных оков? Освобождаясь от них, вы будто бы вновь обретаете гармонию и радость.
И если и останутся какие-либо отрицательные эмоции, то пусть это будет только лёгкая грусть.
Несомненно, общение с искусством дарит радость! Спорить с этим фактом бесполезно! Просто нужно смотреть и слушать.
Это радость на уровне эмоций – просто смотришь и радуешься, как могут радоваться только дети. Это радость от узнавания и новых открытий. Как, например, когда смотришь на картину Гончаровой.
Смотришь и размышляешь. Что же эта картина напоминает? Недавно со студентами мы изучали творчество Элия Белютина. Возможно, что-то общее есть.
Получив порцию положительных эмоций, зритель уходит и радостным, и «повзрослевшим».
Материал подготовила: А. Зарецкая