16 подписчиков

Игра с шедеврами. Обзор выставки в Еврейском музее и центре толерантности

«Игра есть воображение в действии»

(из кн. Л. С. Выготского «Психология развития ребёнка»)

С древних времён известна формула: «Играя – познаёшь мир». Организаторы выставки в Еврейском музее и центре толерантности, увлекая зрителя в своеобразную игру, предлагают познать мир современного искусства. Но, как и любая игра, музейная игра также связана с эмоциями. Не оспоримый факт, чем увлекательнее игра, тем больше эмоций переживает игрок.

   «Игра есть воображение в действии»  (из кн. Л. С. Выготского «Психология развития ребёнка») С древних времён известна формула: «Играя – познаёшь мир».

Здесь на выставке чтобы познакомиться с шедеврами зрителю предстоит испытать весь спектр эмоций: от грусти и страха до удивления и радости. Экспозиция выстроена так, что вы либо кубарем скатываетесь на встречу с прекрасным, либо оказываетесь в абсолютно пустой комнате с одной лестницей, либо в тесном неуютном пространстве с углами, а затем попадаете то ли в круглое, то ли в квадратное пространство и просто радуетесь, услышав звуки беззаботного джаза. Чтобы увидеть шедевры, нужно приложить немало усилий. Некоторые из них вообще спрятаны. Но если вы, наконец-то, их обнаружили, то уже ничто вам не помешает их рассмотреть.

Анри Матисс. Улыбающаяся (Мадонна). 1951 г. Эрмитаж
Анри Матисс. Улыбающаяся (Мадонна). 1951 г. Эрмитаж

На выставке зритель видит, прежде всего, лица, их здесь много и все они разные. Видит своё лицо в отражении, видит лицо фавна и автопортрет художника. Вопрос, обозначенный Пикассо, как никогда теперь становится актуальным: «Кто видит человеческое лицо правильнее: фотограф, зеркало или художник?»

Пабло Пикассо. Работы 1949 -1962 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пабло Пикассо. Работы 1949 -1962 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Зрителю предоставляется также возможность «ощупать картину» глазами. Формула Кандинского о цветовом воздействии становится по-прежнему важна.

В. Кандинский. Беспредметное. Ок. 1910 г. Краснодарский краевой художественный музей
В. Кандинский. Беспредметное. Ок. 1910 г. Краснодарский краевой художественный музей

И далее вы буквально скатываетесь до самых негативных и отрицательных эмоций. Страх, злость, агрессия – то, что постоянно мешает и тянет на дно.

Выставка «Игра с шедеврами». Часть экспозиции
Выставка «Игра с шедеврами». Часть экспозиции

Быть может, искусство поможет вам освободиться от этих страшных оков? Освобождаясь от них, вы будто бы вновь обретаете гармонию и радость.

А. Бродский. Населённый пункт. 2006 г. Музей АРТ4
А. Бродский. Населённый пункт. 2006 г. Музей АРТ4

И если и останутся какие-либо отрицательные эмоции, то пусть это будет только лёгкая грусть.

А. Дейнека. Девочка у окна. Зима. 1931 г.
А. Дейнека. Девочка у окна. Зима. 1931 г.

Несомненно, общение с искусством дарит радость! Спорить с этим фактом бесполезно! Просто нужно смотреть и слушать.

Бриджет Райли. Рисунок с вертикалями 2. 2006 г.
Бриджет Райли. Рисунок с вертикалями 2. 2006 г.

Это радость на уровне эмоций – просто смотришь и радуешься, как могут радоваться только дети. Это радость от узнавания и новых открытий. Как, например, когда смотришь на картину Гончаровой.

Н. Гончарова. Купальщицы. 1920-е гг. Фонд Сеферот
Н. Гончарова. Купальщицы. 1920-е гг. Фонд Сеферот

Смотришь и размышляешь. Что же эта картина напоминает? Недавно со студентами мы изучали творчество Элия Белютина. Возможно, что-то общее есть.

Получив порцию положительных эмоций, зритель уходит и радостным, и «повзрослевшим».

Герц Франк. На 10 минут старше. 1978 г. Кадр из фильма
Герц Франк. На 10 минут старше. 1978 г. Кадр из фильма

Материал подготовила: А. Зарецкая