4,2K подписчиков

Цвета и их воздействие на сознание по Гёте

2,3K прочитали
«Учение о цвете» Гёте неправильно было бы рассматривать в отрыве от  понимания природы психического состояния самого автора.

«Учение о цвете» Гёте неправильно было бы рассматривать в отрыве от понимания природы психического состояния самого автора. Этот труд можно смело называть одним из первых построений собственного направления психотерапии. Над своей теорией он работал около 20 лет. И это ценное исследование на основе самоанализа досталось потомкам – изучать и сравнивать интересно, примеряя на себя выводы Гёте о влиянии того или иного цвета.

Физика и лирика

Существует лишь одна неприятность. Гёте в своём учении затрагивает те аспекты, в которых ничего не понимает. Это физика, теория цвета Ньютона. Получается не совсем корректная ситуация. Физики исследуют цвет и свет как явления материальной реальности, а Гёте говорит более о цветовых впечатлениях и воздействии цветов на психику. Физикам следует оставить Ньютона, лирики могут наслаждаться измышлениями великого поэта.

Гёте пишет о восприятии цвета и влиянии, которое он оказывает на сознание. С его точки зрения, существуют особые цвета, которые могут вызвать особые состояния или откорректировать имеющиеся. Он предлагает различные формы работы с цветом: просто на него смотреть, окружать себя предметами определённого цвета, использовать различные типы цветных стёкол.

Появление цветотерапии

Существует мнение о том, что современники восприняли учение Гёте скептически. Это далеко не так. Смотря какие... Особые люди, экзальтированные, увлекающиеся и неординарные достаточно быстро подхватили идею, в Европе даже возникла небольшая мода на цветные стёкла, которые сторонники идей Гёте старались всюду носить с собой.

Гёте не был обычным человеком, круг его интересов обширен, в соответствии с типом его личности – увлекающийся, интересующийся всем, пылкий. Он достаточно часто испытывал психологический дискомфорт. Вероятно, разработанная им цветотерапия помогала ему сохранять баланс, контролировать эмоциональный фон.

«Учение о цвете» Гёте неправильно было бы рассматривать в отрыве от  понимания природы психического состояния самого автора.-2

Цвета и их воздействие на сознание по Гёте

Вот некоторые выводы поэта и исследователя, которые он сделал по поводу различных цветов. Он разделил их на положительные и отрицательные.
Положительные: красный; оранжевый; жёлтый.
Отрицательные: синий; красно-синий.

Зелёный выпал не из-за невнимания автора исследования, а из-за своих свойств – потому что вызывает нейтральное состояние.

Жёлтый наполняет оптимизмом, радует, производит тёплое и лёгкое впечатление.
Красно-жёлтый – всё то же самое, но воздействие более сильное. Это и оранжевый, и смесь красного с жёлтым, где больше того или другого.
Синий – приносит противоречивое успокаивающее и возбуждающее состояние. Он влечёт к себе, но важна правильно подобранная его тональность.
Красно-синий – он возбуждает, но не так, как красно-жёлтый. Тот даёт витальные силы, а этот – общий подъём чувственной сферы.
Красный – цвет серьёзности, достоинства, внутренней уверенности в себе.
Зелёный – нейтральный, который сглаживает эффекты двух своих составляющих – жёлтого и синего. Они действую одновременно, поэтому возникает чувство успокоения.

Методика воздействия

Не следует воспринимать всё это буквально, научных доказательств нет. Однако созерцание цветов действительно пробуждает способность испытывать тонкие эмоции, сканировать свои чувства.

Следует отметить, что описываемое влияние может быть и другим, поскольку во многом связано с субъективным восприятием своих переживаний. Всё-таки исследовал воздействие цвета Гёте в первую очередь на себе лично. Но, кстати, можно иметь полную уверенность в том, что это помогало самому поэту.

В «Учении о цвете» Гёте выделяет цветовые пары, которые могут дополнить друг друга и создать условия для возникновения целостности. Эту задачу и решает вся психотерапия. К примеру, психологическое воздействие жёлтого цвета, по Гёте, требует красно-синего. Между такими цветовыми парами устанавливаются отношения. Если цвета разделяются в цветовой гамме ещё одним, то образуются «характерные» сочетания. Они усиливают какое-то состояние, но не ведут к установлению единства.

Работать с цветами можно любым удобным способом. К примеру, сделать цветовые витражи и смотреть через них на свет. Какой-то эффект это непременно принесёт, потому что во время практики созерцатель будет концентрировать своё внимание на тонких и едва уловимых переживаниях. Они будто бы «окрасятся»... Это может быть нужным и полезным всем людям с каким-либо дефицитом – недостаточным пониманием себя, других людей и мира вокруг. Внутри не хватает красок, и это создаёт иллюзорную или явную стену отчуждения. Снять же её можно посредством применения методики личных компенсаций. Гёте интуитивно построил терапевтический гештальт, а в нём сумма явлений больше, чем математическая величина сложения. Мы складываем два цвета, а получаем устойчивость и равновесие психики!