Найти в Дзене
Омчанин

Омский трамвай: начало

Продолжаем разговор об омском старичке-трамвае. Все предыдущие мои материалы по теме упомянуты тут http://omchanin.livejournal.com/36142.html

           Итак, наступил 1934 год. Омск из заштатного города Сибирского края стал областным центром огромной территории, включающей в себя нынешние Омскую и Тюменскую область с округами, и часть СКО РК. Население стремительно росло, достигая уже почти 300000 человек. Тут и вспонимли о трамвае. О том, как рождался трамвай можно прочитать тут
http://yourych.narod.ru/biron.html

А о том, как проходили стройка и пуск трамвая написано тут http://yourych.narod.ru/firstram.html

Необходимо дать следующее пояснение. Первый маршрут планировался по практически дореволюционной трассе: Центр (МАяковского) - жд Вокзал. Но, увы, 7 ноября 1936 года, когда пошел первый трамвай, трасса маршрута оказалась не готова. Во-первых, не доделали трамвайный деревянный мост через Омь. Во-вторых, не был сделан переезд-пересечение трамвайной линии с жд горветкой (оно было около домов 1 и 2 по ул. Серова). Из-за этого в первый свой день трамвай прошел по усеченному маршруту ул. Лермонтова-Мясокомбинат (Цирк).          Только через неделю сдали мост и трамвай стал ходить от нынешнего к/т Маяковского (Сад Куйбышева) до Мясокомбината. И только 1 января 1937 года, когда уладили вопрос с железной дорогой, трамваи пошли до Вокзала и маршрут №1 заработал полностью!

        
         Подвижной состав представлял собой трамваи Х (моторный) и М (прицепной). Вагон Х был двусторонний (две кабины).  Вот их фото (не Омск)
                 Подвижной состав представлял собой трамваи Х (моторный) и М (прицепной). Вагон Х был двусторонний (две кабины).  Вот их фото (не Омск)

Из первых конечных, увы, нет фото ни кольца у Маяковского, ни кольца на Мясокомбинате. Есть, однако, фото кольца на Вокзале и на Лермонтова. Кольцо на Лермонтова мы уже препарировали. Дата фото - рубеж 40-50-х. Откуда я это знаю? На карте 1940 года путь по Лермонтова не заканчивается кольцом, а идет дальше, к мосту. Но тут его уже нет. Потому что весной 1947 года трамвайный мост разрушило половодье, и пути "в никуда" разобрали. 

Вокзал тоже мелькал. Год съемки - 1956-59. Вокзал уже новый, а ликвидировали трамконечную на ждв в 1959 году.

Кое-что интересное можно еще прочесть тут http://blog.kp.ru/users/max6855/post169359078/

Оригинал поста https://omchanin.livejournal.com/37571.html