Вчера произошла ужасная трагедия, в которой погибло около 41 человека (больше половины от всех людей, находившихся на борту). Самолёт Сухой Суперджет 100 авиакомпании "Аэрофлот" совершил аварийную посадку в аэропорту Шереметьево. Борт следовал из Москвы в Мурманск.
Во-первых, хочется выразить соболезнования всем родственникам погибших. Мне сложно представить, какого это - потерять близкого человека в такой катастрофе.
Во-вторых, хочется отказаться от слова "пассажир" в пользу слова "человек", поскольку прежде всего погибли именно люди, а не какие-то абстрактные пассажиры.
Зачем я пишу данную статью? Я верю в то, что если каждый задумается и уделит своё внимание данному событию, то, за счет общественного резонанса, можно будет противостоять всем несправедливостям, в которые попали или могут попасть ни в чем невиноватые люди. А также, мне важна судьба гражданской авиации, поскольку я очень люблю данный вид транспорта.
Итак, давайте разбираться.
После взлета у SSJ 100 отказала основная и аварийная радиосвязь
Медуза
Отказ радиосвязи - это проблема самолёта. Ведь речь идёт именно об отказе радиосвязи. "Забыть включить радиосвязь" пилот никак не мог, потому что именно по ней сопровождается весь полёт, начиная от руления по дорожкам на ВПП и заканчивая посадкой. Следовательно, мы можем допустить, что если это действительно имело место быть, то виной тому может быть как самолёт, так и службы, обслуживающие самолёт.
Также, это объясняет отсутствие пожарных и других служб спасения, которые должны намного заранее ждать самолёт. Обычно это не является проблемой для аэропорта такого уровня. На видео ниже мы видим, что службы спасения едут на место аварии, чуть ли не сбивая эвакуирующихся людей, "немного" опоздав. Вина ли это аэропорта? Сомнительно, если имел место отказ радиосвязи. Но возникает вопрос, почему его не заметили на радарах?
Далее, давайте разберемся, в какой момент самолёт загорелся: во время посадки или в воздухе. Это важно, поскольку в таком случае имеют место быть разные причины. Конечно же, официальное заключение по данной катастрофе будет дано через несколько месяцев, когда уже будет всем плевать, поэтому мы ждать не будем. Для того, чтобы убедится в том, что самолёт загорелся во время посадки, можно посмотреть данное видео.
Во время посадки в ручном режиме самолет ударился об землю хвостом и загорелся.
Медуза
На видео заметно, что самолёт довольно сильно, действительно, ударяется хвостом о взлетную полосу. Возникает вопрос, люди, находящиеся в хвосте, погибли от удара или всё же сгорели во время последующего пожара?
Я задаю данный вопрос, потому что много обвинений обрушиваются на людей, которые "спасали свою ручную кладь". На видео, где люди эвакуируются, видно, как многие из них идут с сумками. Да ещё поступили сведения об этой проблеме от бортпроводников, которые, бесспорно, героически выполняли эвакуацию, за что им большое уважение. Читая вчера об этом, я очень сильно разозлился на людей, "спасавших ручную кладь". Да и общественность обрушилась на них с обвинениями в том, насколько они цинично отнеслись к горящим в хвосте людям, спасая свои "вещи".
Но сегодня, трезво всё взвесив, можно, для начала, обратить внимание на тот факт, что эвакуация проводилась в течение 55 секунд, за которые удалось спасти около 30 людей. На видео, опять же видно, как сильно полыхает хвост самолёта и что люди довольно бодро, один за другим, покидают горящий борт по спасательным трапам. То есть, можно предположить, что, к ужасающему сожалению, вряд ли кто-то сильно рвался спасаться из хвостовой части. Посмотрите, насколько сильно горит самолёт и насколько это большая его часть. Вероятно, удар хвостом о ВПП, возгорание, угарный газ сделали своё дело быстро. Поэтому вина людей, "спасавших" свою ручную кладь, преувеличена. В их оправдание можно сказать ещё о панике, охватившей их в тот момент. Проникнуть в их головы, чтобы сказать наверняка, что они цинично вытаскивали свои вещички, тормозя рвавшихся к спасению людей, мы не можем.
Но самолёт всё-таки загорелся при ударе. Почему?
Возгорание на пассажирском самолете Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» в аэропорту Шереметьево произошло после того, как задняя стойка шасси воздушного судна была разрушена при ударе о землю, сообщил РБК источник в авиаотрасли.
РБК
Должна ли была выдержать задняя стойка шасси? Хм...
Как вы видите, это не первая ситуация, в которой шасси не выдержало посадки. К счастью, в тот момент никто не пострадал. Но сейчас почему-то об этом нигде не упоминается. Зато в этот раз это привело к пожару и гибели людей.
Об обслуживании данного самолёта можно в той же википедии прочесть, например, вот это:
В ноябре 2017 генеральный директор мексиканской авиакомпании «Interjet» Хосе Луи Гарза сообщил о проблемах с двигателями SaM146, с запчастями и обслуживанием. Четыре лайнера, приобретённые в 2013–2015 годах, выведены из эксплуатации для пополнения склада запасных частей.
В августе 2018 авиакомпания «Якутия» уведомила о проблемах в графике летнего сезона из-за нехватки двигателей в силу высокой стоимости и продолжительности их ремонта. Из восьми двигателей полностью рабочими являлись два.
В ноябре 2018 года авиакомпания «Brussels Airlines» отказалась от самолётов Sukhoi Superjet 100 по причине частых отказов и отсутствии перевода ряда руководств по эксплуатации с русского языка. Позднее, в феврале 2019 года, авиакомпания CityJet также отказалась использовать Sukhoi Superjet 100 (причина отказа не разглашается).
В марте 2019 года «Interjet», один из крупнейших эксплуатантов Sukhoi Superjet 100, рассматривает возможность отказа от них. Авиаперевозчика не устраивает качество послепродажного обслуживания самолетов.
Самое интересное, что к этому всему приплели удар в борт МОЛНИИ. Якобы это одна из версий катастрофы. Но если самолёт загорелся от молнии (выше мы выяснили, что загорелся он от удара), то грош цена такому самолёту. В современных реалиях молния не может быть опасна для пассажирского самолёта.
А вот то, что у самолёта отказали сначала радиосвязь, затем аварийная радиосвязь, затем остальная электроника, от чего посадка происходила в ручном режиме - это уже более реальная причина катастрофы. И вина здесь либо на самолёте Сухой Суперджет 100 в целом, либо на тех, кто должен был обслуживать данный самолёт.
Сейчас, по последним данным, виноватыми хотят сделать кого угодно, но не компанию, производящую и обслуживающую данный самолёт. Вишенкой на торте является то, что
Министр транспорта РФ Евгений Дитрих заявил, что его ведомство пока не видит оснований для приостановки полетов самолетов Sukhoi Superjet 100.
Конечно же, столько денег потеряют, бедняги!
Задумайтесь, кто виноват на самом деле - пилоты, люди, достававшие ручную кладь, службы аэропорта... или всё-таки компания, производящая и обслуживающая Сухой Суперджет 100, у которого сначала отказали все системы, а в конце, при посадке, не выдержали шасси.