Найти тему

Почему строители Турксиба выполнили пятилетку за три года

Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги стало первой ударной и одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР на территории РСФСР и было завершено на восемь месяцев раньше срока. Почему?

Первая ударная

Решение построить Турксиб было принято 3 декабря 1926 года на заседании Совета Труда и Обороны СССР. 2 марта 1927 года правительство РСФСР приняло постановление о строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги на своей территории. Подготовка к строительству началась в апреле. Начальником строительства Турксиба назначили Владимира Сергеевича Шатова
(1887 — по одним сведениям, расстрелян 4 октября 1937-го, по другим, умер в заключении в 1943). 1145 километра рельсового пути предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября.

К Первомаю 1929 года было построено 562 км пути с севера и 350 км с юга, и 10 мая первый пассажирский поезд прошёл по расписанию от Семипалатинска до основанного в 1831 году выпускником Омского казачьего войскового училища Сергеем Лукиным Сергиополя (ныне – Аягоз, Казахстан).

Смычка двух участков Турксиба произошла 21 апреля 1930 года. 25 апреля первый рабочий поезд по всей магистрали провёл бывший пастух, первый казах-машинист Кошкинбаев. Первый состав со строителями новой трассы тянул паровоз Э-1441 постройки 1914 года, который, трогаясь с Луговой, по казахскому обычаю прошёл под специально построенной аркой, символизирующей юрту, через которую проносят новорождённого, с обрезанием волосяных пут. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровоз прикрепили транспарант с лозунгом «Даёшь Сибирь!». «Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов на станции Огыз-Корган, переименованной по этому поводу в Айна-Булак («Зеркальный Ручей», ныне – Айнабулак, Казахстан), в полдень 28 апреля 1930 года забил рабочий-костыльщик Ахметжан Маженов
(1901—1983).

Торжественное мероприятие по поводу смычки Турксиба состоялось в 12 часов дня 28 апреля 1930 года. Ударную стройку Первой пятилетки завершили на 8 месяцев раньше срока, но на шесть дней позже 60-летия со дня рождения Ленина. На торжественном митинге выступили заместитель председателя СНК РСФСР, председатель Комитета содействия строительству Турксиба Турар Рыскулов (1894 — расстрелян 10 февраля 1938), председатель СНК Казахской АССР Ураз Исаев (1899 — активный участник сталинских репрессий, расстрелян 29 августа 1938), председатель ЦИК Башкирской АССР Таймас Шафиков (1899 — арестован в сентябре 1937-го, скончался 1947), член президиума исполкома Коминтерна японец Сен Катаяма (наст. Сугаторо Ябуки, 1859—1933) и генконсул Китая в Семипалатинске Мо-Вейтун. После митинга заложили памятник Ленину.

Открытие Турксиба красочно описано в книге Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок» (1931). Там, правда, Турксиб назван Восточной магистралью, а станция Айнабулак — Гремящий Ключ. Авторы романа присутствовали на смычке в качестве корреспондентов центрального печатного органа НКПС СССР газеты «Гудок».

Совместным постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 19 апреля 1930 года объявлено о награждении всего коллектива рабочих и инженерно-технических работников Турксиба, а 10 особо отличившихся, включая начальника строительства Владимира Сергеевича Шатова и Ахметжана Маженова стали… Героями труда (не путать со званием Герой социалистического труда – прим. авт.), им были вручены Ордена Трудового Красного Знамени, существенно отличавшиеся от всем известного варианта, на голубой эмали которых было написано «Герою труда».

В первые годы существования Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет, и вскоре Турксиб перестал справляться с грузопотоком. Формально Туркестано-Сибирская железная дорога перестала существовать в 1958 году, когда её объединили с Карагандинской в Казахскую железную дорогу. И лишь в 1960 году была проложена ветка от станции Актогай до советско-китайской границы с пограничной станцией Дружба (Достык), для соединения с китайской железной дорогой от Урумчи.

Откуда рельсы идут

Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла в 1886 году. Но только спустя десятилетие, 15 октября 1896 года, городская дума столицы Семиреченской области Российской Империи города Верный (в 1921 года переименован в Алма-Ата) решила создать комиссию, чтобы определить, насколько выгодно будет построить такую железнодорожную линию. Комиссия подтвердила целесообразность строительства не только для увеличения товарооборота – хлопка из Туркестана в Сибирь и зерна из Сибири в Туркестан, но — главное — для усиления военного присутствия России в пограничном с Китаем регионе.

Спустя ещё десятилетие, в 1906 году, в Санкт-Петербурге выделили средства на строительство железной дороги Барнаул—Семипалатинск—Верный—Луговая—Арысь. В 1907 году группа инженера Глезера на севере проектируемой магистрали и группа инженера Голембиовского от станции Арысь до реки Или провели изыскательские работы. В 1908—1909 годах группа инженера Струве провела статистическо-экономические исследования целесообразности строительства Туркестано-Сибирской дороги, а группа инженера Адрианова провела изыскания нескольких вариантов соединительных линий от Транссиба к Семипалатинску.

Алтайскую железную дорогу от Ново-Николаевска (ныне — Новосибирск) до Семипалатинска (ныне – в Казахстане) сдали во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную — в разгар Первой мировой войны в 1917-м. Одновременно на юге от станции Арысь до Верного строилась Семиреченская железная дорога. Большевистский переворот и начавшиеся в Сибири военные действия затормозили её строительство на станции Бурное (после 12.03.1992 г. Бауыржан Момышулы, Жамбылская область, Казахстан). Однако по приказу Верховного Правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака (1874—1920) в 1918 году железная дорога из Семипалатинска была продлена до Сергиополя. К 1919 году было уложено 140 километров пути. И только в 1921 году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату (ныне — Тараз, Казахстан).

После разгрома армии Колчака красноармейцами рельсы были демонтированы. И только 10 мая 1929 года из Семипалатинска до Сергиополя вновь прошёл первый регулярный пассажирский поезд.

Так почему первая ударная стройка была закончена почти на год раньше запланированных сроков? Просто ударники шли по уже проторённому пути, который проложили колчаковские строители. Большевики, заняв территорию, уже построенную железную дорогу разобрали, а спустя несколько лет нашили рельсы по новой.

***

В память о трудовом подвиге советских людей первый паровоз Э-1441 в 1974 году был установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР у вокзала Алма-Ата-2. Однако вскоре после обретения государственности, все железные дороги независимого Казахстана в 1996 году были объединены в государственное предприятие «Казахстанская железная дорога» («Қазақстан темір жолы»), а уникальная реликвия продана в Китай на металлолом.

-2