Найти тему
Что я понял

«Долой продуктивность!»: бунт менеджера

Оглавление

Книга «Долой продуктивность!» зацепила введением и оказалась источником не всегда очевидных советов по самоорганизации. Не все описанные приёмы можно повторить в наших условиях, но ознакомиться с ними будет полезно – они помогут посмотреть на тему продуктивности свежим взглядом.

Все мы так или иначе в секте продуктивности. Фото: Pixabay
Все мы так или иначе в секте продуктивности. Фото: Pixabay

Ключевая мысль книги

«Дефрагментируйтесь»

Если превратить свою рабочую активность из разрозненных кусочков в монолитные блоки, защищённые от отвлечений, вы будете достигать большего за то же время.

Высвобожденное время важно направить на то, что вам интересно, а не пытаться взвалить на себя ещё больше работы.

Дефрагментация – это процедура оптимизации работы HDD компьютера: связанные данные размещаются рядом друг с другом, чтобы не тратить время на вращение дисков для доступа к ним.

Художественная метафора ясности мыслей до и после дефрагментации
Художественная метафора ясности мыслей до и после дефрагментации

Автор не использует эту метафору, но она подходит для описания его советов.

Чем привлекла книга

Введением.

Подзаголовок «9 шагов к тому, чтобы работать меньше и успевать больше» звучит, как очередной пошаговый алгоритм завоевания мирового господства с нулевым результатом.

Смягчающее обстоятельство – это название созвучно расхожей фразе:

«Работать надо не много, а головой»

Реальный интерес возник на девятой странице, где автор отделяет «продуктивность» от «результативности»: способность выполнять больше работы вовсе не равна способности получать больше результатов. Вот это поворот!

На четырнадцатой странице автор меня зацепил окончательно, предупредив о риске загрузить всё высвобожденное время новой работой и снова закопаться в бесконечных делах.

Моя работа может легко занять абсолютно всё моё время. Если автору известен этот феномен, то это автоматически вызывает моё доверие.

Кому читать

Книга будет максимально полезна сотрудникам крупных компаний с ежедневным потоком писем, отчётов и встреч. Большинство примеров и советов – именно для этой категории читателей, хотя для реального применения некоторых из них нужна будет недюжинная смелость.

Исполнители разовых проектов от фрилансеров до индивидуальных предпринимателей получат большую пользу от глав по целеполаганию, концентрации, систематизации и нетворкингу.

Людям творческих специальностей понравится подход к постановке целей и концентрации. Остальные советы могут показаться дикостью.

И совершенно точно эту книгу стоит читать тем, кто в погоне за эффективностью и высокими результатами иногда забывает, что работа – она как идеальный газ: легко займёт всё доступное время.

Куда надо девать свободное время, появившееся после увеличения продуктивности
Куда надо девать свободное время, появившееся после увеличения продуктивности

Главное преимущество

Последовательность. Все советы автора подчиняются единому императиву:

«Меньше отвлекайтесь»

Это совет актуален для главы про осознанную жизнь, про борьбу с прокрастинацией, про использование программ для самоорганизации и для всех остальных глав.

По сути, описанные в книге девять шагов – это девять частных случаев совета «Меньше отвлекайтесь», описанных для различных жизненных и профессиональных ситуаций.

Главный недостаток

Американизированность. При чтении в голове возникает образ загруженного менеджера среднего звена в крупной компании где-нибудь в США. Чтобы приложить этот образ к нашей стране, приходится прилагать дополнительные усилия.

С культурной точки зрения не все аналогии понятны и не все отсылки прозрачны. Ещё здесь можно слегка поругать перевод – он полностью повторяет оригинальные примеры из книги, хотя для нашей аудитории было бы полезно их локализовать, подобрав имена и названия мест из нашей действительности.

В книге всё не настолько плохо, как имперская система мер, но иногда сбивает
В книге всё не настолько плохо, как имперская система мер, но иногда сбивает

Что полезного я вынес лично для себя

1) Добившись выполнения работы за меньшее время, не заполнять освободившееся время другой работой

Для книг по продуктивности это неочевидный совет. Чаще они говорят про больше результатов, больше достижений, больше денег, больше признания и так далее.

На этом фоне честный совет в стиле «когда мы освободим ваше время, найдите ему более удачное применение, чем работа» выглядит реально свежим.

2) Регулярно сверять то, что делаю, с долгосрочными целями

Этот совет – из главы про постановку жизненных целей и следование им. Слова подобного толка есть в каждой книге про продуктивность и саморазвитие, и потому они кажутся шаблонными, заезженными и искусственными.

При этом это не отменяет их полезности даже без выполнения всех этапов «выработки жизненной цели».

Реальная история: если я хочу писать блог про книги, то почему я постоянно откладываю это занятие в пользу каких-то других дел? Причём эти дела далеко не всегда денежные или перспективные для меня.

Этот совет применим даже на базовом уровне: «если ты хотел делать дело Y, почему ты опять выбираешь вместо него дело Z?»

3) Не все технологии одинаково полезны

Автор постулирует, что распространённые приложения и методы самоорганизации не обязательно помогут лично вам. Они сами по себе могут стать отвлекающим фактором.

Например, «техника помидора» с отвлечением раз в 20-30 минут на перезапуск таймера легко собьёт рабочий настрой во время крупной задачи. Аналогично отвлекают уведомления в почте или формирование отчётов о сделанных задачах каждые несколько часов.

Лично для меня «в яблочко» попал совет отключать проверку орфографии в текстовом редакторе. Я делаю ровно то, о чём пишет автор: если в полёте мысли Word подчёркивает мне опечатку, я спотыкаюсь, исправляю её – и нарушаю то, что в других методиках называется «состояние потока».

При этом у меня ещё и включены скрытые знаки форматирования, так что довольно много ресурсов мозга уходит просто на восприятие рабочей области.

По мотивам этого совета я попробовал несколько дзен-редакторов, где нет буквально ничего, кроме ввода текста, и это оказалось весьма полезно для преодоления «писательского блока».

Визуальное отличие привычной рабочей области моего текстового редактора от дзен-версий для письма без внешних раздражителей
Визуальное отличие привычной рабочей области моего текстового редактора от дзен-версий для письма без внешних раздражителей

Что полезного можете вынести вы

Для менеджеров очень подробно рассматривается работа с корпоративной почтой, автоответчиками и голосовыми сообщениями.

Есть нестандартные советы: «удалите всю входящую почту в корзину и вручную восстановите те письма, которые необходимы для работы». Причём автор приводит мнение, что после восстановления важных писем из корзины останется меньше почты, чем после ручного удаления из «Входящих» в корзину. Нам мешает страх удалить важное, а при массовом удалении этот страх уже подавлен, и мы возвращаем только то, что действительно нужно.

Есть и откровенно сумасшедшие советы: «если накопилось очень много почты, удалите все непрочитанные письма от коллег и честно признайтесь им в этом, попросив прислать важное письмо повторно». Здравое зерно в совете есть, и повторно точно придёт меньше писем. Но пробовать такое будет страшно.

Для этой же категории читателей есть много рекомендаций по составлению писем, общению с подчинёнными и руководством, отказом от многозадачности и «всегда онлайн».

Неполный список того, что каждый день нагло крадёт сконцентрированную продуктивность
Неполный список того, что каждый день нагло крадёт сконцентрированную продуктивность

Заключение

Где-то после шестой книги по продуктивности за пару месяцев мой взгляд на них пришёл к следующему виду:

1) Разные авторы говорят про одно и то же своими словами

2) Советы в таких книгах – это не готовые рецепты, а обмен мнениями

3) Рекомендуемые методики – это частный случай общего подхода, который может подойти либо нет

4) Методики нужно пробовать лично и использовать те, которые реально помогают.

Самым полезным мнением из этой книги для меня стал совет дефрагментации. У меня каждый день множество разноплановых задач, переключение между которыми требует много времени и сил. Теперь я планирую их на три дня, стараясь поделить на блоки однотипных задач: писательство, переписка, прототипирование, «ручная» ИТ-работа.

Из прикладных советов – я теперь чаще пользуюсь дзен-редакторами с минимумом функций. Помимо всего прочего, они не пропускают системные уведомления, так что для концентрации на письме это весьма полезно.

Итого книга полезна как сборник неочевидных методик и как взгляд на классические советы по самоорганизации с необычных сторон. В ней есть странные моменты и не всегда её просто читать из-за культурных различий, и всё же я бы рекомендовал её как интересный сборник мнений на тему результативной работы.