Актерская карьера в Голливуде, в России и в Европе. Как формировался стиль актерской игры в разных точках мира.

На сегодняшний день существует большое количество фильмов самых разных жанров и их комбинаций. Нам доступны практически все из них. Тут тебе и трешовая комедия, и комедийный боевик, и фантастический триллер, и куча других вариаций.

Бывает такое, что тебе хочется посмотреть, к примеру, боевик. И при выборе фильма, процесс которого порой длится столько же, сколько продолжается сам фильм, ты руководствуешься следующими параметрами поиска: кто снял кинокартину, какого она года и, какая страна или группа стран ее производила, ну и конечно же, не мало важным пунктом является то, какие актеры сыграли в этом кинопроизведении.

Мы не будем смотреть фильм, если там играют, к примеру, европейские актеры, но обязательно посмотрим фильм с участием американских актеров. И согласитесь, дело не в том, что европейцы как-то плохо выглядят, или плохо играют - нет. Очень многое при создании фильма зависит от актерской игры, точнее от стиля игры. Естественно, помимо этого, важен и сценарий, и режиссер, и то, как этот режиссер умеет работать с актером, но согласитесь, тип и стиль актерской игры, назовем это так, тоже придают фильму свою особенность.

Многие задаются вопросом, почему у американских производителей получается делать такие успешные, кассовые фильмы, несмотря на слабые сценарии. Почему русское кино такое не успешное, и достойно лишь какого-нибудь европейского фестиваля? Под словом «не успешное» я имею ввиду следующее: российские фильмы не пользуются популярностью во всем мире, в отличие от американского кино. В данном случае, я не говорю об идейной составляющей произведений и не имею ввиду режиссуру. И не нужно мне говорить про культовые фильмы разных стран, включая Россию. Понятно, что всегда есть исключения. Даже если почитать историю кино, то можно заметить влияние многих стран на становление мирового кинематографа. Я же говорю о кино в целом, то есть, о том, чьи фильмы на сегодняшний день популярны, а чьи - нет.

Как я уже сказал, немало важным является актерское исполнение в фильме. Ведь стили игры разных стран сильно отличаются. Хотя деятели кино и театра знают, что истоком зарождения классического актерского метода являются – разработки Константина Станиславского, который впоследствии заключил свои наблюдения, свои выводы в систему. Далее эту систему подхватили другие актеры и педагоги разных стран.

В данной статье я хочу рассмотреть игру европейских актеров, американских и, конечно же, наших российских. Попробуем разобраться, почему российским актерам сложно попасть в проекты американских метров? Почему, европейские актеры все более и более завоевывают Голливуд? Ведь все же начиналось с нас!!!

Перед тем, как начать разбирать актерские работы на конкретных примерах, вспомним историю, чтобы стало понятно, как формировалась актерская игра в разных точках мира. Ведь качество и стиль исполнения своей роли актером в театре или в кино неразрывно связано с культурой страны, в которой он родился и проживает. А на культуру, в свою очередь, влияют исторические события и отношение народа к ним.

Естественно, я буду говорить больше об истории развития театров и актерства в странах, которые я выбрала для данного разбора.

В первую очередь, нужно сказать, что у Европы самый большой период существования, охватывающий Античность, затем идет Россия. Напомню, что поначалу Россия именовалась Древнерусским государством, которое образовалось в 9 веке нашей эры. Ну и самой молодой является Америка, которую в 1492 году открыл Христофор Колумб, ну а сами штаты образовались лишь в 1776 году. На основе этих данных можно сделать вывод, что у Европы запас знаний и опыта гораздо больше, чем у Америки. Европейские государства за все это время пережили множество войн, возникновение разных направлений в искусстве. Европа дала нам множество хороших книг и изобретений. Эмоциональный запас европейцев бесконечно велик, так же как и эмоциональный запас русских. Ведь из-за близкого расположения Европы и России, Россия была втянута и не в одну войну. Пока вся Европа и Россия воевали, Америка отдыхала. Взять хотя бы 20 век.

Первая мировая война, оказавшая негативное влияние на все европейские страны, имела совсем другие последствия для США. Нейтралитет, сохраняемый Америкой на протяжении нескольких лет войны, и поставки оружия воюющим государствам способствовали увеличению экономического потенциала страны и получению гигантских прибылей. Европа же страдала и терпела потери. Кроме этого, ведение боевых действий на завершающем этапе войны позволило Соединенным Штатам принять участие в послевоенном переустройстве мира. К тому времени экономическое превосходство США не вызывало ни у кого сомнения, и европейским государствам приходилось во многом считаться с могущественной державой.

Конечно, у Америки были и свои гражданские войны и не только, но они несравнимы с опытом Европы. История Америки охватывает небольшой период. В связи с этим американцы не имеют такого большого эмоционального запаса, как мы. Это важный момент, который нужно учитывать при разборе актерских работ стран Европы и США.

В Европе еще в Античности зарождается театр. Поначалу это были ритуальные празднества, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только коллективные усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.

Затем в 17 веке театр появляется в России, причем он был импортирован из Западной Европы.

До основания в 1607 году первого английского поселения, театр на территории современных Соединённых Штатов был представлен испанской драмой и театрализованными представлениями индейских племён. Рождение американского профессионального театра, по-видимому, связано с именем Льюиса Холлема, театральная труппа которого прибыла в Уильямсбург (штат Вирджиния) в 1752 году.

Исторически сложилось, что в США не было театра в том понимании, в каком мы его знаем. Пока в России и Европе театр делался преимущественно для элиты, но при этом был, так сказать, «из народа» и «от народа», то есть выходцем из народного творчества, то есть смог уместить в себе и народное и элитарное. Пока Европа и Россия постигали все возможности театра, включая работу с драматургией, в Америке преобладали мюзиклы и оперы, ибо американцы не хотели и до сих пор не хотят грузить свой народ всей этой унылостью и тяжестью серьезных драм. К слову говоря, они и текстов нормальных то не имели для постановок, ведь собственно на основе каких общественно значимых тем американским драматургам писать пьесы?! На тему рабства - угнетения чернокожих людей?! Опять же – слишком животрепещущая тема. Зачем говорить всему миру и своему народу, какие американцы плохие?!

В театрах США господствует коммерческая система, воротилами сценического искусства были дельцы-антрепренёры – бизнесмены, ориентировавшиеся на традиционные вкусы зрителей, и не позволявшие ставить на сцене ничего нового. Ставились романтические мелодрамы, сентиментальные слащавые пьески, мюзиклы: «Продюсеры», «Хэллоу, Долли!», который ставился 2844 раза. Основным предназначением театров того времени было получение прибыли.

Кино и театр американцев базируются просто на красивой картинке, на красивом актере или актрисе, за которыми закрепляли статус звезд. Звездные актеры закреплялись за студиями, после чего они могли играть только в тех фильмах, которые им предложит эта студия. Продюсеры всеми силами пытались сделать из этих не всегда хороших актеров и актрис «супер-звезд», раскручивая их не только на родине, но и по всему миру. И на сегодняшний день Голливуд занимается раскруткой своих звезд, именно поэтому мы можем с легкостью назвать актеров США, но не всегда можем с такой же легкостью перечислить своих актеров.

Советую посмотреть известный американский кинофильм 1952 года «Поющие под дождем». Типичный американский мюзикл, перенесённый со сцены Бродвея на киноэкраны. Фильм интерпретируется как «автобиография Голливуда» эпохи перехода от немого к звуковому кино, и в нем как раз-таки рассказывается о принципе принадлежности актеров студии.

Кажется, что я лишь ругаю американских «киноделов» за их поверхностность и неглубокость. Но я говорю об их принципах работы в целом. Конечно, всегда есть исключения из правил. Вспомните Джимми Джармуша, раннего Скорсезе, Стэнли Кубрика, все они снимали авторское кино, несмотря на ограничения со стороны продюсеров, стараясь заниматься искусством, а не коммерцией.

Американцы – гениальные маркетологи, они быстро просекли, что простому народу не нужны глубокие переживания. Зачем на это смотреть в кино, когда мы видим это в повседневной жизни.

Попробуйте вспомнить какие-либо известные американские пьесы. Их сможет назвать разве что знаток. Лично я вспомнила лишь Юджина ОНила. Зато пьесы Шекспира, Чехова знают все, включая Америку.

Коммерческая система продолжала препятствовать развитию реалистического искусства до первых десятилетий 20 века. Это время стало временем становления американской драматургии, намного отстававшей от европейской. С появлением малых театров все изменилось.

Для России и Европы характерен психологизм, в сравнении с американским действием. Пока наши актеры, режиссеры и писатели работают над глубокой проработкой характеров персонажей, над полным погружением в трагедию героев, американские актеры отрабатывают технику внешних, телесных реагирований. Потому фильмы американского производства бьют в лоб. Если актер плачет, то он прямо плачет всем лицом, показывая слезы. Если смеется, то во все зубы. В России учат каждую эмоцию протащить через себя. Вспомните, как плачут русские актеры в фильмах, максимум 2-3 слезинки проронят. И это совершенно не означает, что они плакать на камеру не умеют. Просто для нас это нормально – не показывать свои эмоции. Наверно в нашем скудном «плаканье» заключается вот эта вот суть русского человека – мы больше терпим, ведь русский народ – жертвенный народ, поэтому так скудно мы плачем.

Но согласитесь, когда ты идешь, к примеру, на выставку ты больше надеешься увидеть что-то грандиозное, яркое, большое, потому что яркие, контрастные, большие предметы, с психологической точки зрения, позитивнее влияют на нас, несмотря на их тематику, и мы получаем удовольствие. Придя на выставку и увидев что-то среднее, тусклое (и я не говорю, что оно хуже, чем яркое и контрастное, - нет), просто от такого мы получим менее яркие эмоции и соответственно меньше удовольствия.

При исполнении своей роли актером немало важным является менталитет той или иной страны. Американцы сами по себе очень открытые люди, открытые в том плане, что они в любой момент могут начать какой-либо формальный диалог с незнакомцем. Они открыты на позитивные эмоции и готовы демонстрировать их всем. Русские же очень закрытые люди. Достаточно пройтись по улицам города, и можно отметить угрюмость и закрытость в эмоциях русских людей (особенно в малых городах). Эти качества сказываются и на работе актеров.

Теперь разберемся, почему российским актерам так сложно попасть в Голливуд.

Вспомним следующие фильмы: «Красный воробей», «Начало», «Цена измены», «Миссия невыполнима: протокол фантом», «Доктор Стрейндж». На первый взгляд эти фильмы ничего не объединяет. Но во всех них присутствуют европейские актеры - французы, англичане, но в основном французы.

Почему у европейских актеров получается покорить Голливуд, а у нас нет? Я считаю так: у Европы, как и у Соединенных Штатов, есть свои бренды, известные по всему миру, есть свои не менее известные кинофестивали – это тоже бренд, есть мода и т. д. Множество европейских актеров являются лицами свои модных мировых брендов: «Chanel», «Dolche and Gabbana», «Burberry» и т д. Их лица благодаря этому известны многим людям во всем мире. Помимо актерских работ у них также есть и рекламные контракты, и благодаря им покупается продукция, которую они демонстрируют. А американцы, как мы уже знаем, в первую очередь, продают, а не создают. Именно поэтому у европейских актеров, так как их больше узнают благодаря рекламе, получается приехать в Голливуд и пройти там кастинг в какой-нибудь большой проект.

Берем теперь Россию. Что есть у нас? Ответ: ничего. Нашим актерам даже негде и не в чем засветить свое лицо. Потому что у нас нет ни одного нормального мирового бренда. Бренда, который бы узнавали во всем мире.

Взять, к примеру, моду. Юдашкин?! Гоша Рубчинский?! Кто? Ответ: никого. Наши актеры известны лишь у нас в России и им не на чем «выехать» отсюда. Конечно, можно самому приехать в Голливуд и заявить о себе, мол, «вот он я – принимайте». Только там ты будешь не популярный Козловский, а никому неизвестный и ненужный Козловский. Да, можно пахать, пахать и еще раз пахать. Только, когда ты «звезда» у себя на родине, где тебе в ноги кланяются, то не особо хочется работать на чужбине.

Так что тут дело ни сколько в актерском таланте, сколько еще и в твоей раскрученности относительно мировой площадки. Ведь американской студии самое главное нужно окупиться, поэтому они лучше возьмут известных актеров из «Мстителей», чем не менее хороших (в плане актерской игры) неизвестных актеров из России.

Поэтому мне немного жалко актера Александра Петрова, который заявил публично у Дудя, что планирует отхватить «Оскар». Я буду очень рада, если он это сделает, потому что считаю, что нужно быть достаточно уверенным в себе и нацеленным на успех, чтобы вот так уверенно и публично говорить о своей мечте: о Голливуде, об «Оскаре». Все российские актеры мечтают об «Оскаре», но они и понимают, что это дико сложно, вот и молчат и ничего не делают. А Петров открыто заявил об этом, только вот ну очень сложно ему будет в Голливуде пробиваться.

Как обстоит процесс обучения актерству в штатах?!

В Америке хоть и преподают актерское мастерство в ВУЗах, но многие начинающие актеры просто проходят курсы. Часто курсы ведут хорошие профессионалы – известные педагоги, к которым сложно попасть и сначала нужно проучиться с менее популярными преподавателями и только потом прийти на прослушивание к главному тренеру по актерству.

В США гораздо проще попасть на кастинг, даже если у тебя нет должного образования. На кастинге на тебя будут смотреть как на индивидуальность, будут смотреть, как ты справляешься с рабочим материалом. В России же дела обстоят иначе. Без высшего актерского образования тебе будет сложно попасть на кастинг в какой-нибудь крупный проект, потому что кастинг-директоры учитывают то, какой ВУЗ закончил актер, ибо стили разных школ – Щепки, Щуки, ВГИКа и т д – отличаются. А если у тебя нет образования, а лишь курсы, то тебя даже рассматривать не будут. Поэтому многие актеры, окончившие курсы в России, потом поступают на заочное отделение какого-нибудь именитого ВУЗа, чтобы у них тоже была возможность попасть на кастинг в большой проект.

Я надеюсь, эта статья была полезной для Вас. Делясь информацией, я опиралась лишь на свой опыт, свои наблюдения и на свои знания истории. Подписывайтесь на канал – мне интересно создавать подобные информационные статьи для Вас.

  На сегодняшний день существует большое количество фильмов самых разных жанров и их комбинаций. Нам доступны практически все из них.