Серия рассказов "Про Ваньку" основана на фрагментах романа Милы Сербиновой "Бессмертная".
Как-то раз Ванька пришел из школы с фингалом под глазом. Директор стала отчитывать Анну за плохое воспитание ребенка. Она, конечно, понимает, что Анна ему не мать, но нужно как угодно объяснить ребенку, что кулаками споры не решаются. Люди, на то и люди, чтобы все конфликты решать словами, а не кидаться в драку. Родители избитого мальчика возмущены и требуют исключения Вани из школы, но, принимая во внимание трагедию ребенка, школьный совет решил ограничиться предупреждением. Анна пообещала серьезно поговорить с Ваней и поклялась, что подобное не повторится.
– Еще бы они посмели исключить из школы круглого сироту. Я бы их по судам затаскала, – с досадой подумала Анна.
Разговор с Ваней действительно был серьезный.
– Ваня, что тебе сказал тот мальчик, что ты его ударил? – суровым тоном спросила Анна.
Ваня молчал как партизан.
– Ванька, ты пойми, драка – это не решение проблемы. Ты ведь умный. Найди слова, чтобы уложить противника на лопатки, и пальцем его не тронув. У каждого есть слабое место. Наблюдай за человеком, и ты его узнаешь. Бей словами по больному месту и тебя никто не тронет. Что, все-таки тебе сказал тот мальчик? – доверительным тоном спросила Анна.
– Он сказал, что я никому не нужен, только чужой тете, что мои папа с мамой меня бросили, – обиженно ответил Ванька.
– Видишь, он нашел твое слабое место и ударил по нему. А у него какое слабое место? – спросила Анна.
– Не знаю, – неуверенно сказал Ванька.
– Подумай, что с ним не так? – настаивала Анна.
– А! Так ведь он хромает! Давно сломал ногу и все хромает! – воскликнул Ванька.
– Теперь все понятно. Он знает, что сам с изъяном и ищет изъяны в других. Сейчас понимаешь, почему он стал тебя задевать? – спросила Анна.
– Кажется, понимаю. И что мне ему сказать? – спросил озадаченный Ванька.
– Скажи ему, что твои папа и мама тебя очень любили, а ему посоветуй лечить свою ногу, а не лезть к тебе с всякими глупостями, – ответила Анна.
– Тетя Аня, а если на меня нападут с кулаками, мне можно дать сдачу? – спросил Ванька.
– Нужно! – неожиданно для Вани ответила Анна. – Но нужно уметь драться, а не просто махать кулаками. Мужчина должен уметь постоять за себя. Давай-ка я тебя запишу в секцию дзюдо. Знаешь, что такое дзюдо?
– Это такая восточная борьба, – ответил Ванька.
– Правильно. Дзюдо – президентский вид спорта. Будешь заниматься дзюдо, вдруг станешь президентом? – пошутила Анна.
Но Ваня шутки не понял.
– Я не хочу быть президентом, я хочу быть капитаном большого белого корабля и плавать в дальние страны, – с серьезным видом ответил Ванька.
– Хочешь – будешь, – сказала Анна, пригладив его взъерошенную черную шевелюру. – А сейчас пойдем ужинать.
Больше с синяками из школы Ваня не приходил. Он делал успехи в плавании, даже участвовал в городских соревнованиях среди школьников. С учебой тоже было все нормально.
Как быстро летит время... Ванька уже в шестом классе. С ним все в порядке: учится, плавает, тренируется. На всякие глупости времени просто нет. Языковая школа Анны процветает. Она решила открыть аналогичные школы в Ростове-на-Дону и Краснодаре.
Анну напугал звонок из травмпункта – Ванька на тренировке по дзюдо сломал руку. Она примчалась в травмпункт. Оказалась, ничего страшного, банальный перелом предплечья. Домой ехали в такси молча, Ванька тихонько поскуливал. Придя домой, Ванька стал реветь во весь голос, как девчонка.
– Ванюша, что, так сильно болит? – ласково спросила Анна.
– Не очень, – вытирая кулаком сопли, ответил Ваня.
– А что же ты ревешь как белуга? – спросила Анна уже более жестким тоном.
– Мне меня жалко. Я не смогу плавать, – сквозь слезы сказал Ванька и стал еще сильнее реветь.
Анна начала тихонько закипать.
– Ну все... Я пошла звонить, – решительно сказала Анна, вставая со стула в прихожей.
– Куда звонить? – удивленно спросил Ванька.
– Как куда? Водолазам, конечно. Ты ведь решил затопить слезами всю квартиру? – жестко ответила Анна.
От изумления Ванька даже перестал плакать.
– Ты злая, – обиженно сказал он.
– Это жизнь злая, Ваня, а я хочу, чтобы ты вырос сильным и смелым мужчиной, а не ноющей размазней, – смягчившись, тихо произнесла Анна.
Этот урок Ванька надолго запомнил. Время шло. Ванька взрослел, стал говорить басом, над губой начали пробиваться усики. Ванька заканчивал девятилетку. Продолжать учиться в школе он не хотел, да и Анна его в этом поддерживала. Что там делать два года? Мечта детства о море у Вани так и не прошла. Он по-прежнему хотел стать капитанам большого белого корабля и плавить по морям. Видя это, Анна решила отдать Ваню в новороссийскую мореходку, точнее, Морской колледж при Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова на специальность «Судовождение». Анна отвезла Ваньку в Новороссийск.
Ваню Соболева без проблем приняли в колледж, заселили в общежитие, а тете Ане оставалось только помахать на прощание ручкой и вернуться в пустую московскую квартиру.
Конец