Размышляя на тему, связанную со старинными автомобилями, постоянно ловишь себя на мысли о том, какими невероятными могут быть судьбы машин, так или иначе связанных с историческими личностями. Как политические события и суд истории могут низвергнуть с пьедесталов идолов, возведенных на них ранее, и как эти идолы способны утащить за собой в бездну небытия ни в чем не повинные уникальные предметы, только лишь потому, что им выпало несчастье иметь опосредованное отношение к историческим персонажам.
Безусловно, к таким предметам относятся автомобили и мотоциклы, ранее принадлежавшие И.В. Сталину.
Но расскажем обо всем по порядку. После окончания Второй Мировой войны Советский Союз находился на вершине своего имперского могущества. Советский народ, благодаря чудовищным жертвам и беспримерному мужеству, вышел победителем смертельной схватке с фашизмом. Армия СССР в тот момент была самой боеспособной и мощной на планете.
Советский вождь И.В.Сталин вызывал уважение друзей и страх у недругов страны.
В 1949 году вся советская страна, и, как тогда говорилось, все прогрессивное человечество, готовились отпраздновать 70 летний юбилей со дня рождения великого вождя. Я не буду вдаваться здесь в рассуждения о личности И.В.Сталина ни в негативном, ни в позитивном ключе. Тема данной публикации затрагивает только связанные с ним автомобили. Тем не менее, нельзя не сказать о том, что в этом году исполняется 140 лет со дня рождения И.В. Сталина. То есть семидесятилетний юбилей отмечают уже сами подарки, сделанные ему в далеком 1949 году, и которые шли тогда в СССР нескончаемым потоком из всех уголков земного шара. Счет им велся на тысячи. Чтобы показать публике дары, сделанные вождю, было организовано несколько выставочных площадок.
Одной из них являлся Политехнический музей. Именно здесь демонстрировались наиболее крупные объекты, такие как автомобили и мотоциклы.
Всего в подарок товарищу Сталину было преподнесено 4 автомобиля и два мотоцикла.
Скажу сразу, что до сегодняшнего дня сохранилось лишь два из этих шести экспонатов.
В следующих публикациях я кратко расскажу о том, что произошло с ними после смерти «отца всех народов» товарища И.В. Сталина.
Большинство подарков, относящихся к автомобильной и мотоциклетной технике, поступило из Чехословакии. Об этом событии в газете «Известия» от 14 декабря 1949 года было написано следующее: « На выставке подарков товарищу Сталину представлены все виды производства, все отрасли труда чехословацкого народа. Вот стоят, поблескивая, тщательно и любовно отделанные великолепные автомобили марок «Татраплан», «Тудор», «Минор», самолет, мотоцикл...»
То есть, самые лучшие образцы своей продукции отправляют в Москву практически все чешские предприятия, включая три главных автомобильных завода страны: Letov, Skoda и Tatra.
На заводах, фабриках, в школах проводятся «беседы о жизни и деятельности освободителя народов Чехословакии, вождя народов и защитника мира во всем мире Генераллисимуса Сталина, а также беседы о непоколебимой дружбе народов Чехословакии с народами Советского Союза». В Праге организована экспозиция подарков Иосифу Сталину, которые будут отправлены в Москву.
Народ идет на выставку огромными толпами. Уже на второй день ее посещение делают круглосуточным – число посетителей за неделю превышает 80000 человек. В полночь 11 декабря она закрывается и за 18 часов все 528 подарков аккуратно пакуют и грузят в специальный поезд, отправившийся в столицу СССР.
Предметы технической тематики направляют в Политехнический музей, где 26 декабря открывается выставка «Жизнь и деятельность И.В.Сталина».
Газета «Правда» от 26 декабря 1949 года сообщает: «Документы и экспонаты многих стендов показывают заботу товарища Сталина о развитии науки и техники, дают наглядное представление о достижениях советских инженеров, вдохновляемых великим учителем и вождем».
Журнал «Автомобиль» в №2 за 1950 год посвящает чехословацким машинам небольшую заметку.
Об удивительных судьбах всех автомобилей и мотоциклов, подаренных И.В.Сталину в 1949 году на семидесятилетие, читайте в моих следующих статьях.