16 подписчиков

О том, как одна буйная кобыла утвердила канон сдвинутой конструкции

Что проще, рассматривать картину или подробно изучать историю её создания? Вопрос на первый взгляд покажется несложным. Особенно, если картиной этой окажется, например, «Неравный брак» Василия Пукирева. Здесь – всё понятно. Молодая невеста и престарелый жених. Она явно против, и мы ей сопереживаем. А вот если чуть-чуть изучить историю этой картины. Окажется, что художник изобразил сюжет из своей личной биографии. Переживая собственную драму, живописец, не смея повлиять на ход событий, пишет картину, одну, быть может, из самых печальных.

Василий Пукирев. Неравный брак
Василий Пукирев. Неравный брак

А вот если картиной окажется «Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского», выполненного Давидом Бурлюком, мастером, мягко говоря, экстравагантным, то мы с вами окажемся в некотором недоумении. Конечно, мы с вами современные люди и уже давно привыкли к невероятным событиям и выходкам публичных персон. И тем не менее, картина столетней давности всё равно продолжает обескураживать нас, зрителей. Что это? Курчавый парень в залихватских синих штанах, почти Аполлон, если не обращать внимания на анатомические неточности в его физиономии. И дамочка, мечта поэта, воспарившая над ним, вот-вот, да и свалится ему прямо на голову. Или она не воспаряет, а просто возлежит, а если возлежит, то почему наверху, под потолком? А тут ещё и домики, которые вообще непонятно зачем, откуда они взялись, откуда их ноги растут? Да, вопросов о картине сразу возникает много. И не зная о её создателе-провокаторе, на разные догадки можно потратить много времени. Правда, вот настроение мы, конечно, угадываем сразу. Парочке здесь явно веселее, чем на вышеупомянутой картине Пукирева. Вот так, обескураживая зрителей, весёлый паровоз по имени «Давид Бурлюк» понёсся вперёд, пропагандируя новое искусство среди современников, увлекая в свою компанию единомышленников.

Давид Бурлюк. Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского
Давид Бурлюк. Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского

Паровоз, пущенный сто лет назад, увлекает и нас за собой, погружая в мир современного искусства, провокационного, ужасного, но от того не менее увлекательного.

N.B. Во времена Давида Бурлюка искусство изобиловало различными течениями и направлениями: кубизм, футуризм, т.д. и т.п. Иронизируя над сложившейся ситуацией, художник занимался своеобразным мифотворчеством по поводу нового искусства. Владея звучным поэтическим языком, он «изобретал» всё новые и новые термины. «Канон сдвинутой конструкции» - один из таких. Друзья вторили ему и придумывали названия для самого Бурлюка. «Буйная кобыла» - одно из них.

Материал подготовила: А.Зарецкая