Найти в Дзене
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

5 ФАКТОВ ОБ ОБУЧЕНИИ, О КОТОРЫХ ВЫ (ВОЗМОЖНО) НЕ ЗНАЛИ

Оглавление

Нижеприведенные факты, основанные, между прочим, на научных исследованиях, вас, скорее всего, удивят. В некоторые вы, возможно, даже не поверите! Будьте готовы пересмотреть свои традиционные убеждения относительно того, что работает в обучении, а что нет.

1|| Лабораторные работы малоэффективны для обучения

Раньше практически все школы имели в своем распоряжении лабораторное оборудование для проведения опытов по физике, химии или биологии. Но сейчас это уже скорее редкое исключение. Многие родители сетуют, что в школах не получается закреплять теорию на практике в условиях экспериментов и опытов.

Исследования, проведенные в Королевском колледже Лондона, говорят о том, что практические работы не всегда столь эффективны для обучения, как о них принято думать. Практические работы по любому предмету всегда строятся по конкретному «рецепту», а это ограничивает навыки критического мышления. Опыт позволяет проверить или опровергнуть ту или иную гипотезу да отрепетировать умение его проводить. Вот и вся вилка возможностей таких практических работ. Поэтому, для того, чтобы увидеть своими глазами как вступают в реакцию те или иные химические элементы, вовсе необязательно заводить в школе химическую лабораторию. Для этих целей достаточно и хорошего видео. А вот для таких практических работ, в результате которых дети получают незапланированные учебником результаты, проверяют какие-то собственные гипотезы и делают собственные открытия, лаборатория, безусловно, нужна. Но. К такой лаборатории нужен и соответствующий учитель, который просчитает риски, не допустит развития неблагоприятных событий (особенно при работе с химическими препаратами), но при этом позволит детям на собственном опыте ошибаться, самостоятельно искать, расширять свое научное и критическое мышление. Лучше потратить время на компьютерные симуляции по разным научным областям, чем на ограниченные и предсказуемые опыты. Так что, если в школе есть типичная лаборатория, это еще совсем не значит, что она развивает у детей научное познание.

2|| Садоводство усиливает желание детей учиться и повышает их уверенность в себе

Королевское общество садоводства в Британии несколько лет назад начало компанию за возвращение садоводческой практики в школы. В ней приняло участие несколько тысяч английских школ, и по истечении нескольких лет результаты вовлечения детей в агрокультурную деятельность оказались просто впечатляющими.

-2

Британские педагоги с уверенностью говорят, что садоводство и огородничество важнейший инструмент в обучении детей. Вот лишь некоторые из преимуществ:

  • Садоводство помогает активным детям легче израсходовать избыток энергии
  • В социальном плане дети становились более дружными и терпимыми друг к другу, у них повышалась самооценка, они понимали свою нужность в командной работе и становились увереннее в себе
  • Процесс выращивания чего-либо от семени до плода помогает воспитывать в детях ответственность и экологическую сознательность
  • Занятия садоводством повышает концентрацию внимания у детей, улучшало познавательные способности и успеваемость
  • Потенциальная продажа урожая развивает в детях предпринимательские навыки и математическое мышление

Помимо интеллектуальных преимуществ садоводство укрепляет здоровье детей - ведь они проводят больше времени на свежем воздухе.

Даже если у школы нет ресурсов для реализации садоводческой деятельности на своем пришкольном участке, всегда можно попробовать выращивать с детьми хотя бы комнатные растения в классе.

3|| Игры с кубиками увеличивают количество нейронов у детей

Деревянные кубики и брусочки, один из самых простых и очень давних видов игрушек для детей, обладают огромным потенциалом для развития их мозга. Психологи, изучающие игру как деятельность человека, бьют тревогу, что взрослые сокращают детское время игры с такими простыми манипулятивами как кубики, и заменяют их на более сложные игрушки, а то и вовсе пособия и тренажеры с выраженной академической функциональностью.

-3

Исследования разных ученых - психологов, неврологов, нейропсихологов и других - показывают, что дети, которым дали возможность вволю наиграться с кубиками и простыми конструкторами в детстве, вырастают более творческими и инновационно мыслящими взрослыми. Даже 15 минут свободной игры в день достаточно для того, чтобы мозг начал активно выстраивать новые нейронные сети, развивать математическое, логическое и творческое мышление.

4|| Обучение детей в очень раннем возрасте контрпродуктивно

Когда детям в одном контролируемом исследовании давали игрушку, производящую разные шумовые эффекты, и сразу же показывали, как с ней играть, дети в дальнейшем не производили никаких дополнительных манипуляций с этой игрушкой кроме увиденных. А дети, которым не показывали как можно играть с данной игрушкой, начинали ее исследовать со всех сторон и в итоге сами разбирались, как она пищит, трещит, свистит и шумит. Более того, они продолжали изучать игрушку и находить у нее неочевидные функции, которые не обнаруживали дети из первой группы.

-4

Психологи все чаще приходят к выводу о том, что раннее академическое обучение, выстраиваемое по директивному принципу не увеличивает интеллектуальные способности детей, но зато активно подавляет творческие, тормозит естественное любопытство ребенка, стремящегося познать окружающий мир.

5|| Музыка увеличивает языковые способности детей

Удивительно, что современное обучение, в том числе языку, выстраивается главным образом на визуальной парадигме. Карточки со словами, картинки с подписями, мультики и прочий визуальный ряд занимает главенствующее положение в обучении. Но слуховые процессы для усвоения языка, пожалуй, даже более важны маленьким детям, чем об этом принято думать. Все реже родители развивают речь малышей при помощи ритмичных потешек и прибауток, колыбельных песенок и прочих малых музыкальных формах. Исследования показывают, что дети, которые окружены музыкальным сопровождением речи с самого раннего возраста, имеют тонко настроенную способность говорить и общаться.

-5

Музыка должна быть частью обучающей среды маленького ребенка. До трех лет дети положительно настроены ко многим музыкальным звукам и это внимание нужно развивать. Помогайте им вслушиваться в звуки природы, окружающего мира, различать как поет та или иная птичка, как звучат разные инструменты, помогайте осознавать звуки и мелодии эмоционально. К трем годам ребенок, окруженный музыкально разнообразной жизнью, будет обладать богатым фонематическим восприятием, что позволит лучше развивать речь.

С вами была Настя Морозова. Оставайтесь на связи, подписывайтесь!