Многие авторы стремятся отразить в своих произведениях жизнь. Но, на мой взгляд, возможна и обратная ситуация. Когда писатель вторгается в мир воображения, не открывает ли он тем самым дверь, через которую придуманные явления проникают в нашу жизнь?
Приведу несколько примеров, связанных с классической литературой.
1) Известно, что одним из проявлений помешательства Дон Кихота было то, что ему всюду мерещились волшебники, которые путали его воображаемую действительность, превращая её в обыденную реальность.
Быль и небыль в книге ещё больше переплетаются за счёт того, что Сервантес утверждает, что историю о Дон Кихоте он разыскал на толедском рынке. Рукопись была написана на арабском, и якобы её автором является мориск, испанский мавр, по имени Сид Ахмет Бен-инхаил.
В. Набоков в лекциях о Дон Кихоте в этой связи пишет:
«Пока Сервантес придумывает волшебников, якобы написавших его книгу, и пока на страницах этой книги Дон Кихот сражается с волшебниками из рыцарских романов, Сервантес - реальный автор - неожиданно сталкивается с волшебником на уровне так называемой «реальной жизни».»
В то время как Сервантес пишет вторую часть «Дон Кихота», Алонсо Фернандес Авельянеда нагло крадет Рыцаря Печального Образа и публикует подложное продолжение знаменитого произведения. Так, выдумка Сервантеса о том, что автором «Дон Кихота» является другое лицо, в искаженном виде проникает в действительность.
2) Г. Гессе написал «Росхальде», роман, отражающий его семейные трудности, натянутые отношения с первой женой.
В этом произведении младший сын главного героя, маленький Пьер заболевает менингитом. Это способствует временному воссоединению семьи вокруг кровати больного.
Мартина, младшего из сыновей писателя, настигает этот же недуг. У него жар, он бредит, но малыш смог выкарабкаться, и был спасён.
3) Ф.М.Достоевский создаёт Раскольникова - студента, ставшего убийцей по идеологическим причинам, во имя благородной цели облагодетельствования человечества.
Вскоре после публикации романа происходит попытка идеологического убийства, преследовавшего схожую цель. Студент Дмитрий Владимирович Каракозов совершил одно из первых покушений на Александра II.
«Толпа набросилась на покушавшегося, и только подоспевшая на выстрел полиция избавила его от немедленного самосуда.
— Дурачьё! - кричал преступник. - я за вас же стрелял...»
В данном случае, скорее, сработала интуиция великого писателя, он смог почувствовать настроения своей эпохи.
Знаете примеры, когда книжный вымысел (не в жанре фантастики) отражался в реальности? Мне представляется, что таких случаев должно быть немало.
**************
Если понравилась статья, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️