Найти тему
КиноЯД

Бойся жены своей. Многоцветный нуар о любви до гроба

Настоящий нуар должен быть чёрно-белым, и желательно, чтобы чёрного в нём было больше, чем белого. Так считают некоторые ретрограды. Во всяком случае, один ретроград так считает, и это ретроград - я. Однако - считай, не считай, приходится считаться - с тем, что существуют и цветное нуаровое кино. Яркий, как клумба, нуар-гламур.

Одним из самых успешных цветных нуаров Золотого Голливуда был фильм 1945 года "Бог ей судья" (который вообще-то назывался "Leave Her to Heaven", но у нас не принято переводить буквально). Снял его мастер кинокомплиментов женской красоте Джон Малком Стал (которого вообще-то звали Яков Стрелицкий - он был наш человек, еврей из Азербайджана). В главной роли выступила Джин Тирни, нежнейшая дива.

Смотреть фильм чрезвычайно приятно, несмотря на совершаемые героиней злодеяния. Голливуд избавился от ядовитости цвета ещё в конце тридцатых, техниколорная картинка стала шёлковой. Хотя, конечно, в тогдашнем кино всё равно было многовато физиономий цвета варёной колбасы (по выражению Орсона Уэллса).

Фильм начинается, как положено. Парень встречает девушку. Подобное начало сулит что угодно. Вплоть до атомной войны. Если не знать заранее, к чему всё идёт, первые полчаса можно просто восхищаться тем, как славно развиваются отношения, как все элегантно одеваются и в каких милых интерьерах обитают. Но мы-то знаем.

-2

Кстати, фильм "Бог ей судья" я рекомендую в первую очередь интересующимся модой сороковых годов, работой голливудских художников по костюмам, декораторов и так далее. Кино бессовестно красивое и визуально продуманное.

-3
-4
-5

Главная героиня - умная, богатая, обаятельная, светская, праздная Элен - выйдя замуж за доброго интеллигентного парня, занимается тем, что устраняет конкурентов. Конкурентов за внимание мужа. Причём это даже не роковые красотки. Элен мешают все, кто невинно болтается поблизости (слава богу, ни одно животное не пострадало).

Недобрый зоркий глаз замужней женщины:

-6

Следующий кадр можно принять за постельную сцену, но нет: на самом деле Элен примостилась к супругу, встав со своей узенькой кроватки (они спали отдельно, в метре друг от друга). Производственный кодекс запрещал показывать не только совместные шевеления в постели - нельзя было даже вместе проснуться в кадре. Даже мужу и жене. Чтобы у зрителя не возникло каких-нибудь соображений о том, что шевеления были ночью.

-7

Элен замечает, кто к их уединённому деревенскому домику (чтоб мне жить в таком деревенском домике) приближаются её родственники - мать и сестра, решившие сделать молодым приятный сюрпрайз:

-8

Элен не любит приятных сюрпрайзов. Поэтому она обидела родственников. Объяснила мужу, что не хотела обидеть родственников:

-9

Она пару раз проделала лицом забавный трюк: выпалив в сердцах что-нибудь ужасное, заблестев глазами, вдохновившись собственной злостью, она тут же соображает, как всё это нехорошо звучит для ушей нормального человека, и быстренько тушуется - мол, ой, всё, забудь.

Лучший эпизод фильма - с налётом ледяной хичкоковшины - смерть парнишки-инвалида. Брат мужа, нуждающийся в постоянном присмотре, мешал бы ей всю жизнь своими костылями. И Элен пришла в голову мысль, что любовь мальчика к плаванью можно отлично использовать.

-10

Ей нужно было просто подождать, когда парню что-нибудь сведёт судорогой, и держаться в лодке подальше, не подгребать, не реагировать на "Элен, хелп ми, Элен!":

-11

Мальчик утонул. Точно утонул (на это можно смотреть бесконечно):

-12

Элен переживает за мужа, потерявшего любимого брата:

-13

Добавлю интерьерный кадрик. Очень трогательно, когда одежда подбирается в масть окружающему пространству:

-14

Хоть на стенку вешай и украшай собственный интерьер:

-15

Сводная сестра подала Элен идею: чтобы развеселить мужа и отвлечь его от мыслей о мёртвом брате, надо родить. Элен тут же беременеет, но её состояние ей не нравится. Беременность её тяготит, не попрыгаешь, не побегаешь, тошнит от креветок. И она редко видит мужа - сама не подпускает его к себе, поскольку плохо выглядит. Фильм начисто лишён юмора, но когда Элен сказала, что не может показаться "в таком виде", лично я развеселилась.

Вот он, "такой вид":

-16

Будущее дитя Элен называет маленьким уродцем и проклинает своё отражение в зеркале. И ей, конечно, приходит в голову мысль...

-17

Надо свалиться с лестницы, как Скарлетт, и "потерять ребёнка". Всё получилось. Быстро оправившись, Элен радуется жизни, бежит на пляж, купается и щеголяет в очаровательном халатике (всё-таки в этих мощных плечах сороковых годов что-то было):

-18
-19

Заметьте, реальные цветочки из букета на столе декоративно повторяются на платье сестры Элен:

-20

Между тем муж героини от горя наконец начинает соображать - и додумывается до того, что всё это неспроста. И брат не просто так утонул, и с ребёнком был не несчастный случай.

-21
-22

После того, как Элен почти радостно подтверждает его догадки, муж её оставляет. И ей, разумеется, приходит в голову мысль...

-23

Мысль, надо сказать, блестящая: Элен кончает с собой, предварительно соорудив улики, указывающие на то, кто её убил, как и зачем. Поскольку мужа она не хочет ни с кем делить даже после смерти, улики указывают на сестру Элен (которая питает к недотёпистому персонажу нежные чувства).

На мой суровый вкус, фильм бы здорово выиграл, будь он нуаровой судебной драмой. Доказать, что убийство на самом деле было самоубийством - нехилая задача; можно было бы раскрутить историю серией флешбэков. В фильме же проблема решается просто: муж на суде говорит, что его покойная жена всё подстроила, потому что была чудовищем и натворила жутких дел. Все верят на слово, хотя он не привёл ни одного доказательства.

В сороковые "Бог ей судья" собрал самую внушительную кассу. И неплохо смотрится до сих пор, хотя в классические нуары я бы этот фильм не записывала (некоторые его записали, меня не спросясь). Тем, кто заинтересовался жанром и Джин Трини, рекомендую чёрно-белую "Лору" Отто Премиггера. В "Лоре" нуаровые штампы сочетаются с неожиданностями (например, в фильме очень оригинальный злодей). Или посмотрите фильм "Жестокий Шанхай" Джозефа фон Штернберга - жутковатую, но весёлую интернациональную карусель. Джин Тирни там дивно хороша. И тем ещё любезен мне "Шанхай", что в нём есть забавные русские персонажи.

Также см.: Орсон Уэллс лучше татарина. Которого он сыграл.

Первые роли Джека Николсона. Во-первых, это смешно.

Роми Шнайдер. Сбежавшая принцесса.