Найти тему
Тихон Смирнов

Что такое "наджинг" и как он помогает контролировать людей

Наджинг - новый инструмент манипулирования. Сейчас прямая реклама работает все хуже, потребители стали избирательными, конкуренция только увеличивается. Что же делать?

Маркетологи срочно учат новое слово "наджинг" и думают, как применить эту технику в работе. Методы подталкивания открыли не вчера, но систематизировать и объяснять их начали не так давно.

Продуктовый ритейл

Многие не догадываются, но наши сетевые магазины, в плане технологий, одни из самых передовых в мире. По этому до конца 2019-ого покупатели Пятерочек и Магнитов обязательно почувствуют на себе этот самый наджинг.

Что это

Дословно наджинг (от nudge) - подталкивание. Основной посыл в том, что если человека принуждать к неким действиям, то это вызывает сопротивление. Нужно мягко указывать, подталкивать, стимулировать.

Например, муха нарисованная на писсуаре улучшает прицел у мужчин.

Популярный пример наджинга
Популярный пример наджинга

Кто придумал

Человек по имени Ричард Талер (73 года). Нобелевский лауреат по экономики от 2017 года. Он нашел взаимосвязи человеческой рациональности, предпочтений и самоконтроля. Как все это вместе влияет на принятие наших решений.

Если нормальным языком, то создал теорию о том, как заставить людей что-то выбрать, а они оставались уверенны, что выбрали это сами.

Как работает

Люди существа ленивые и инертные. Перемены нас пугают и мы склонны принимать решения в пользу пути наименьшего сопротивления. Если можно что-то не делать, то мы будем "не делать".

Например, при заполнение анкеты на сайте уже проставлена галка напротив строчки: "Хочу получать на свою почту рекламный спам". Забыли снять или поленились прочесть? Наслаждайтесь десятками писем с очень "интересными" предложениями.

Или, согласно исследованию, первые и последние строчки в меню выбираются чаще. Люди не очень любят вчитываться. Если расположить там нужные блюда, то человек даже не подумает, что кто-то манипулирует его выбором.

Где применяют

Сейчас начали внедрять буквально везде. Применение нашли в политике, в торговле, в маркетинге.

Создавать среду, где возможны только нужные вам решения - это действительно сложно, но эффективнее принуждения. Если человек уверен, что это его собственный выбор, то он будет до последнего его защищать и оправдывать.

При помощи наджинга можно заставить людей даже действовать себе во вред. Никто же не начинает курить из-за вкуса сигарет или невероятной их пользы. Подростки смотрят на свое окружение или рекламу и решают, что сигареты - это для крутых. Я тоже так хочу. Их подталкивает среда.

Или на полках магазина дешевый товар никогда не ставят на видное место. Потому что кто ищет макароны Красная цена, тот найдет их, где бы они не лежали. На золотых полках ставят дорогой товар. Это тоже вид наджинга.

Теория не идеальна

Имеет краткосрочный эффект. Люди быстро возвращаются к привычным предпочтениям и образу жизни. Грубо говоря, рисовать мух придется на всех всех писсуарах в мире.

Наджинг почти всегда используют для выгоды. Потребности человека задвигаются на второй план, в угоду интересов компаний или политиков. Это манипулирование в чистом виде.

С современными технологиями уже совсем скоро будет возможно вложить в голову любого человека любую мысль. Это будет только вопросом затраченных ресурсов.